Железнодорожный транспорт России оснащен совершенными устройствами и системами для автоматического и телемеханического управле-ления различными производственными процессами во всех службах и хозяйствах железных дорог: электронно-вычислительными машинами, системами телеуправления тяговыми подстанциями электрифицированных железных дорог, пунктами водоснабжения и другими устройствами, комплексом устройств для автоматизации процессов обслуживания пассажиров на вокзалах, автоматикой в локомотивном и вагонном хозяйствах и др.
Устройства и системы автоматики и телемеханики, применяемые в разных отраслях железнодорожного хозяйства, описаны в соответствующих главах учебника.
В настоящем разделе рассмотрена важнейшая группа всего комплекса устройств автоматики и телемеханики железных дорог — устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ).
Движение поездов по железным дорогам осуществляется в условиях непрерывно изменяющейся обстановки. В связи с этим требуется быстрая передача на расстояние различных приказов и извещений
локомотивным бригадам и другим работникам, связанным с движением поездов, о разрешении или запрещении движения, об ограничении скоростей и др. С этой целью применяют железнодорожную сигнализацию. Станции оборудуют устройствами централизации для управления из одного пункта стрелками и сигналами. Устройства путевой блокировки применяют на перегонах для регулирования движения поездов с разграничением их по условиям безопасности.
Все устройства СЦБ условно подразделяют на две группы: устройства СЦБ на перегонах и устройства СЦБ на станциях.