При полуавтоматической блокировке разрешением на занятие поездом перегона служит разрешающее показание выходного или проходного светофора. Полуавтоматической она называется потому, что часть действий по изменению показаний сигналов производится автоматически (от воздействия поездов), а часть — работниками, занятыми приемом, отправлением и пропуском поездов.
Принцип устройства полуавтоматической блокировки следующий. Каждый межстанционный перегон со стороны станций огражден выходными светофорами. Нормально выходные светофоры закрыты. Их открытие для разрешения поезду занять перегон производит дежурный по станции. На однопутных перегонах это возможно только при согласии дежурного по соседней станции, а на двухпутных — после получения с соседней станции блокировочного сигнала о прибытии ранее отправленного поезда.
Выходной сигнал закрывается автоматически от воздействия отправленного поезда на рельсовую педаль, установленную на выходе со станции, или же неавтоматически—дежурным по станции. Об отправлении поезда дежурный по станции извещает соседнюю станцию посылкой тока индуктора или это извещение происходит автоматически одновременно с открытием выходного сигнала. В результате на аппаратах обеих станций появляются указатели занятости перегона. Благодаря блокировочным зависимостям исключается возможность отправления на занятый перегон второго поезда как вслед, так и навстречу первому.
В зависимости от конструкции блок-аппаратов и способов блокировки различают три типа путевой полуавтоматической блокировки: релейную, электромеханическую с полярной линейной цепью и электромеханическую переменного Тока. Наиболее совершенной является релейная полуавтоблокировка, она наиболее широко применяется.
Релейная полуавтоматическая блокировка применяется на однопутных и двухпутных участках, оборудованных светофорами. Все зависимости в такой блокировке обеспечиваются реле. Имеется несколько систем релейной полуавтоматической блокировки, различающихся схемными решениями зависимостей. Пульт-табло служит для управления светофорами, подачи блокировочных сигналов, контроля показаний светофоров, занятости перегонов и др.
Рис 167 Схема оборудования одноаушши перегона релейной полуавтоматической блокировкой
Оборудование однопутного перегона релейной полуавтоматической блокировкой показано на рис 167. Движение поездов при этой системе регулируется в следующем порядке. Для отправления поезда, например, со станции А дежурный по этой станции запрашивает по телефону согласие дежурного по станции Б. Дежурный по станции Б дает согласие по телефону и подтверждает его нажатием кнопки дачи согласия ДСК. В результате на табло станции Б загорается белая лампочка ДС, а на табло станции А — зеленая лампочка ПС. В случае необходимости согласие дежурного по станции Б отменяется вытягиванием на себя кнопки отмены согласия ОСК; тогда лампочки ДС и ПС гаснут. Согласие может быть отменено только до открытия выходного сигнала на станции А. Получив согласие, дежурный по станции А дает задание стрелочным постам на приготовление маршрута отправления поезда. После проверки и замыкания маршрута дежурный по станции А нажатием на кнопку ОНК открывает выходной сигнал, одновременно подается блокировочный сигнал «Отправление»: на табло станции А гаснет лампочка ПС и загорается красная лампочка ПО, на табло станции Б гаснет лампочка ДС и загорается красная лампочка ПП При воздействии отправленного поезда на выходную педаль выходной светофор автоматически закрывается.
Для приема поезда дежурный по станции 5 готовит маршрут и нажатием на сигнальную кнопку ПН К открывает входной светофрр Н. Закрывается входной светофор автоматически при воздействии прибывающего поезда на входную педаль. После проверки прибытия поезда в полном составе дежурный по станции Б нажимает конапку ПК и подает на станцию А блокировочный сигнал «Прибытие». На аппаратах станций гаснут лампочки ПП и ПО, что свидетельствует о полном освобождении перегона.