Автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного типа с автостопом (рис. 170) служит для постоянной передачи на локомотив показания путевого светофора, к которому приближается поезд. Показания светофора передаются на локомотив посредством рельсовых цепей. Навстречу движущемуся поезду от стоящего впереди светофора в рельсовую цепь подается переменный кодовый ток. Он наводит в приемных катушках ПК локомотива кодовые импульсы тоже переменного тока (примерно 0,2 В). Эти импульсы через фильтр Ф поступают в усилитель У, где преобразуются в импульсы постоянного тока и усиливаются. В дешифраторе ДШ коды расшифровываются, и в зависимости от их значения включается соответствующий огонь локомотивного светофора ЛС. При изменении показания ЛС на более запрещающее раздается продолжительный свисток. Во избежание остановки поезда машинист нажимает рукоятку бдительности РБ (выключает автостоп) и в случае необходимости тормозит. Если на путевом светофоре горит зеленый огонь, то навстречу поезду протекает ток кода 3 (три импульса в кодовом цикле) и на локомотивном светофоре горит также зеленый огонь; от светофора с желтым огнем следует код Ж (два импульса в цикле) и на локомотиве также горит желтый огонь; от светофора с красным огнем поступает код КЖ (один импульс в цикле), и на светофоре локомотива горит желтый огонь с красным. Белый огонь загорается, если поезд следует по станционным неко-дированным путям; машинист должен руководствоваться показаниями путевых светофоров.
Рис. 170. Схема автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа с автостопом:
П К — приемные катушки; Ф— фильтр; У — усилитель; ДШ — дешифратор; Г — генератор; С В — свисток; ЭП К — электропневматический клапан; РВ — рукоятка бдительности, ТМ — тормозная магистраль; ЛС — локомотивный светофор
С момента появления на локомотивном светофоре желтого огня с красным машинист обязан периодически через каждые 15—20 о нажимать рукоятку бдительности, в противном случае сработает автостоп. Периодическое нажатие рукоятки бдительности мобилизует внимание машиниста на необходимость своевременно произвести торможение и остановить поезд перед светофором с красным огнем. Для контроля за действиями машинистов на локомотивах применяют скоростемеры, которые записывают на ленте фактическую скорость движения и регистрируют горение красного или желтого с красным огня на локомотивном светофоре, нажатие рукоятки бдительности и работу автостопа.
Более совершенным средством автоматики, обеспечивающим безопасность движения поездов, является скоростная авторегулировка. Она представляет собой многозначную автоматическую локомотивную сигнализацию с автоматическим регулированием скорости движения поездов.
Локомотивная аппаратура АЛСНМ обеспечивает индикацию допустимой и фактической скорости движения, числа свободных по ходу поезда блок-участков, приема поезда на боковые пути станции по стрелочным переводам с различными марками крестовин. Превышение допустимой скорости вызывает служебное, а при невыполнении — экстренное торможение. Команда на служебное торможение автоматически снимается при снижении фактической скорости до значения допустимой; команда на экстренное торможение может быть снята только специальным воздействием после остановки поезда.
Система АЛСНМ предназначена для интервального регулирования движения поездов на двухпутных участках по путевым и локомотивным сигналам при любом виде тяги и одновременном обращении высокоскоростных пассажирских, грузовых и пригородных поездов.
Различным условиям движения соответствуют определенные допускаемые скорости движения поездов.
При высокоскоростном движении эта система предусматривает следующие виды сигнализации: свободность пути перед поездом на расстоянии не менее тормозного пути; приближение поезда к закрытому сигналу на расстояние не менее тормозного пути; допустимую скорость приближения поезда к станционному входному или маршрутному сигналу при приеме на боковые пути; постоянные ограничения скоростей на расстоянии, достаточном для снижения скорости с помощью служебного торможения.
Развитием системы скоростной' авторегулировки является устройство, называемое автомашинистом. При этом ведение поезда совершается по программе, заложенной в счетно-решающее устройство, размещенное на локомотиве, и с учетом информации, полученной с пути, что обеспечивает управление локомотивом по оптимальному режиму. Предложена система автоматического управления всеми поездами, движущимися в пределах участка с обеспечением связи между поездами и постом управления по радио или другим телеканалам.