На крупных станциях поезда расформировывают и формируют на сортировочных горках. Состав надвигают на горку, откуда отдельные вагоны или группы вагонов (отцепы) скатываются на подгорочные пути. Управление централизованными стрелками, сигналами и замедлителями для торможения вагонов ведут с одного горочного поста (рис. 180).
Для расформирования составов и повышения перерабатывающей способности сортировочные горки оснащены комплексом автоматических устройств, в состав которых входит горочная автоматическая централизация (ГАЦ), обеспечивающая автоматический перевод стрелок для каждого отцепа, скатывающегося с горки по заданному маршруту на подгорочный путь. Устройства ГАЦ состоят из стрелочных электроприводов, электрических рельсовых цепей и магнитных педалей для регистрации прохождения отцепами определенных точек пути, горочного пульта управления с маршрутным накопителем-передатчиком и различного контрольного и вспомогательного оборудования.
Рис. 180. Пульт управления автоматизированной сортировочной горкой
Применяемая в настоящее время блочная система ГАЦ может работать в следующих режимах:
программном автоматическом, при котором до роспуска состава с горки с помощью накопителя производится предварительный набор маршрутов на все отцепы состава поезда. Корректировка или добор маршрутов возможны в процессе роспуска состава. Маршруты набирает оператор нажатием соответствующих кнопок на горочном пульте или они считывают-ся с заранее подготовленной перфокарты. Эти приказы воспринимает наборная группа блоков и накопитель, откуда
они через общий повторитель передаются в стрелочные блоки для исполнения. Стрелки, входящие в данный маршрут, переводятся последовательно по мере воздействия скатывающихся отцепов на рельсовые цепи, педали и другую аппаратуру;
маршрутном, при котором оператор задает маршруты с помощью передатчика. Маршруты задают для каждого очередного отцепа непосредственно перед его скатыванием с горки нажатием кнопки, соответствующей номеру подгорочного пути. Выполняется маршрут автоматически от воздействия вагона. В случае неисправности ГАЦ каждую стрелку по пути следования отцепа оператор горки устанавливает в нужное положение индивидуально путем поворота рукоятки стрелочного коммутатора.
ГАЦ на крупных станциях является одним из элементов комплекса устройств, используемых для автоматизации сортировочных процессов на горках. К ним относятся системы для торможения скатывающихся с горки вагонов, для автоматического регулирования скорости скатывания отцепов, для телеуправления горочными локомотивами и др. Работа этих устройств описана в главе 25. Ведутся большие разработки по совершенствованию оборудования этих устройств и по передаче функций ГАЦ, АРС и других типовым вычислительным машинам.