Преимуществом радиосвязи по сравнению с проводной является то, что она дает возможность вести переговоры с работниками, находящимися в движении (машинистами локомотивов, составителями списчиками вагонов, осмотрщиками, работниками бригад по ремонту пути, контактной сети, устройств СЦБ, строительных подразделений, связи работников, обслуживающих пассажирские поезда и др.). Основной радиосвязью является поездная и станционная.
Поездная радиосвязь предназначена для обеспечения непрерывной двусторонней связи между поездным диспетчером и машинистами локомотивов, находящихся в пределах диспетчерского участка; между машинистом локомотива, находящегося на перегоне, и дежурным по ближайшей станции, а также для связи машинистов встречных поездов между собой на расстоянии не менее 3 км. Поездную радиосвязь устраивают в виде сочетания радио- и проводной связи (рис. 182).
Рис. 182. Схема двусторонней поездной радиосвязи
Радиостанции типов ЖР-3, ЖР-ЗМ, ЖР-УК устанавливают на локомотивах и в помещениях дежурных по промежуточным станциям участка. Переговоры от локомотива до ближайшей станции ведут по радио, а дальше от этой станции до поездного диспетчера — по проводам. Диспетчер вначале посылает групповой вызов всем локомотивам, находящимся в районе определенной промежуточной станции, а затем голосом вызывает машиниста нужного поезда. Машинист вызывает диспетчера с помощью дежурного по станции, ближайшей к локомотиву, или непосредственно.
Станционная радиосвязь бывает нескольких видов: маневровая, горочная и др. Маневровая радиосвязь обеспечивает надежную двустороннюю связь маневрового диспетчера (дежурного по станции, составителя поездов) с машинистами маневровых локомотивов в пределах территории станций, а на крупных станциях — в пределах маневрового района. Горочная радиосвязь применяется для переговоров дежурного по горке с машинистами горочных локомотивов.
Для маневровой и горочной радиосвязи применяют железнодорожные радиостанции различных типов, обеспечивающие надежную связь на расстоянии не менее 15 км. Радиостанции устанавливают на маневровых локомотивах и в помещении маневрового диспетчера (дежурного по станции).
На крупных станциях организуют несколько кругов радиосвязи. В каждый круг входит одна стационарная и несколько локомотивных радиостанций, работающих на одной частоте. В необходимых случаях для радиосвязи составителя с машинистом маневрового локомотива на территории станции устраивают переговорные пункты, связанные кабелем со стационарной радиостанцией. Составители поездов и другие работники используют переносные радиостанции разных типов. Взамен парковой громкоговорящей связи разработана система «Шлейф» для передачи указаний исполнителям, работающим в парках станций, грузовых дворах, в депо и др. Переговоры ведутся по принципу индуктивной связи в результате взаимодействия между антеннами карманных приемников и подземной кабельной линии — шлейфом, соединенным со стандартной радиостанцией и петлей, охватывающей территорию, в пределах которой перемещаются исполнители. Разработано много другой аппаратуры для связи диспетчера грузового двора с машинистами грузоподъемных кранов и другими работниками, для извещения грузополучателей о подходе грузов и др.
Радиорелейная связь служит для одновременной передачи большого числа телефонных разговоров и телевизионных программ. Приемопередающие станции располагают на расстоянии прямой видимости их антенн — обычно не далее 60 км. Ультракороткие волны передаются с одной антенны на другую в виде направленного пучка. Радиорелейные линии дают возможность, используя общие антенны, осуществлять работу многих приемопередающих станций и вести одновременно сотни телефонных переговоров. Радиорелейные линии работают устойчиво, не подвержены воздействиям атмосферы и высоковольтных линий переменного тока.