Железнодорожный транспорт потребляет более 7% энергии, вырабатываемой электростанциями России, В основном ее расходуют на тягу поездов и частично на питание нетяговых потребителей (депо, станций, мастерских и т. д.). Устройства электроснабжения электрифицированных железных дорог также используют и для питания прилегающих районных и сельских потребителей.
Согласно Правилам технической эксплуатации устройства электроснабжения железных дорог должны обеспечивать: а) бесперебойное движение поездов с установленными нормами массы, скоростями и интервалами между поездами при требуемых размерах движения; б) надежное электропитание устройств СЦБ и связи, как электроприемников I категории; в) надежное электроснабжение всех потребителей железнодорожного транспорта.
Рис 89. Принципиальная схема электроснабжения электрифицированной железной дороги:
1— тепловая электростанция; 2 — гидравлическая электростанция; 3—атомная электростанция, 4 — районная трансформаторная подстанция. 5 — районные линии высокого напряжения, 6 — тяговая подстанция; 7 — питающая линия, 8 — контактная сеть; 9 — линии, связывающие энергосистемы
В систему электроснабжения электрифицированных дорог (рис. 89) входят устройства, составляющие ее внешнюю часть (электростанции, районные трансформаторные подстанции, сети и линии электропередачи) и тяговую часть (тяговые подстанции и электротяговая сеть; последняя включает в себя контактную сеть, рельсовую цепь, питающую и отсасывающую линии).
Генераторы электростанций вырабатывают трехфазный ток напряжением 220—380 В, которое затем повышают на подстанциях до 6— 20 кВ и передают в энергосистемы. Линии электропередачи длиной до 600 км и мощностью до 700 тыс. кВт обычно переменного тока 35, 110, 220, 330 и 500 кВ. При больших расстояниях и мощностях ус-траивают линии передачи постоянного тока напряжением 800 кВ и выше. Линии постоянного тока дешевле в постройке, экономичнее в эксплуатации, имеют выше к.п.д.
Вблизи мест потребления электроэнергии напряжение на трансформаторных подстанциях понижают до НО—220 кВ и ток подают в районные сети высокого напряжения. К этим сетям наряду с другими потребителями подключены также тяговые подстанции электрифицированных железных дорог и трансформаторные подстанции дорог с тепловозной тягой. Чтобы обеспечить надежное питание электрической тяги и районных потребителей, как правило, стремятся иметь двустороннее питание тяговых потребителей от двух независимых источников — электростанций или районных подстанций.
В отдельных случаях тяговые подстанции питают от одного источника по двум параллельным линиям электропередачи или по одной двухцепной линии. Участки контактной сети присоединяют к соседним тяговым «подстанциям так, что они тоже получают двустороннее питание. При этом подстанции и контактная сеть загружены более равномерно и меньшей нагрузкой, что способствует снижению потерь электроэнергии в контактной сети и мощности тяговых подстанций.