!-- Архив -->






 
Станция Белгород - Расписание поездов » Железные дороги » Организация железнодорожных перевозок » Организация грузовой и коммерческой работы
 
 
Организация грузовой и коммерческой работы
18602 просмотров   

 (голосов: 2)
 
Грузовая и коммерческая работа на железнодорожном транспорте осу­ществляется на основе Устава железных дорог. Грузовая работа про­изводится на местах общего и необщего пользования. К местам об­щего пользования относятся грузовые дворы станций, где обычно кон­центрируются погрузочно-разгрузочные операции, и другие пункты погрузки-разгрузки, находящиеся в ведении железной дороги. К ме­стам необщего пользования относятся прирельсовые склады, площад­ки и другие пункты, находящиеся в ведении предприятий, организа­ций и учреждений.
Около 80% общего количества грузов, предъявляемых к перевозке, грузится и выгружается на путях предприятий и организаций, свя­занных с общей сетью железных дорог непрерывной рельсовой колеей. Такие пути называются подъездными. Взаимоотношения железной дороги с предприятием, имеющим подъездные пути, а также порядок подачи и уборки вагонов регулируются договорами на эксплуатацию этих путей. Если разрозненные транспортные цехи предприятий, рас­положенные в одном промышленном районе, входят в хозрасчетное объединенное транспортное хозяйство (ОТХ), то договор на эксплу­атацию подъездных путей заключается чаще всего не с каждым пред­приятием, а с ОТХ. Для лучшего использования локомотивов и ва­гонов, сокращения простоя их, ускорения погрузочно-разгрузочных операций и экономии средств работа подъездных путей предприятий и станций примыкания осуществляется по единому технологическому процессу. При этом технология обработки вагонов увязывается с рит­мом производственного процесса на предприятии. В тех же целях практикуется кооперированное использование погрузочно-разгрузоч­ных механизмов и других технических средств станций и подъездных путей. В соответствии с Уставом железных дорог подъездные пути предприятий, не связанные с технологическими перевозками, пере­даются в ведение железных дорог.
Наряду с погрузкой и выгрузкой на станциях выполняется ряд коммерческих операций: подготовка груза, взвешивание и прием его к перевозке, оформление перевозочных документов, взимание провоз­ной платы и сборов, пломбирование вагонов, хранение груза на стан­циях, выдача прибывшего груза получателям и др. Грузы перевозят грузовой скоростью в обычных грузовых поездах и большой скоростью с оплатой по повышенному тарифу — в ускоренных поездах (скоро­портящиеся продукты, живность). Кроме того, грузы перевозят пас­сажирской скоростью в багажных вагонах пассажирских поездов или в специальных почтово-багажных поездах.
Перед подачей под погрузку проводится технический и коммерче­ский осмотр вагонов с целью установления пригодности их для пере­возки данного груза.
На каждую отправку груза повагонную или мелкую1 (а иногда на целый маршрут или группу вагонов и комплект контейнеров) грузо­отправитель составляет накладную — основной грузовой перевозоч­ный документ. Накладная сопровождает груз на всем пути следова­ния и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом.
Грузы подготавливаются к перевозке средствами отправителя и предъявляются вместе с накладной приемосдатчику грузов в пункте погрузки. Приемосдатчик осматривает упаковку груза и отправитель­скую маркировку, в которой указывается получатель и его адрес, затем регистрирует его и наносит железнодорожную маркировку. В ней указывается наименование груза и число мест, а также станция и дорога отправления. В товарной конторе определяют провозную плату, вносят ее в накладную (плата за перевозку устанавливается специальным тарифным руководством). Кроме того, железные дороги взимают дополнительные сборы за погрузку, выгрузку, взвешивание и подачу вагонов на подъездные пути.
На основании накладной в товарной конторе составляют дорож­ную ведомость, которая необходима для учета и отчетности о выполнении плана перевозок, отчета о прибытии грузов и взыскания провозной платы.
В товарной конторе принимаются платежи за перевозку и выдается квитанция грузоотправителю о приеме груза.
На каждый загруженный вагон весовщиком составляется ва­гонный лист. В нем приводятся данные о вагонах и отправках груза с указанием номеров накладных. По вагонному листу подсчи-тывается масса груза в вагонах при определении массы поезда и про­веряется наличие груза при выгрузке.
Перевозочные грузовые документы пересылаются в техническую контору, где составляется поездной документ — н атурный лист на каждый сформированный состав. В натурном листе указывают но­мер поезда, станцию формирования и станцию назначения, номера вагонов в порядке их расположения в составе, массу и длину поезда и другие данные. По натурному листу производятся прием и- сдача поездов, подборка, прием и сдача грузовых документов, расформи­рование и формирование поездов на станциях.
Ряд грузов, отправляемых клиентурой, имеет особенности, тре­бующие соблюдения соответствующих условий перевозки. Так, пере­возка зерновых грузов осуществляется в крытых вагонах, которые пред­варительно очищают и промывают, а в необходимых случаях перед промывкой подвергают дезинфекции. При перевозке руды, угля и других грузов, смерзающихся зимой, применяют специальные меры (предварительное до погрузки обезвоживание, разогрев смерзшихся грузов в тепляках в пунктах массовой выгрузки, механическое рых­ление и др ).
На железных дорогах перевозят и такие грузы, которые могут вы­звать пожар, взрыв и другие тяжелые последствия. Эти грузы, назы­ваемые опасными, подразделяются на группы в зависимости от чув­ствительности к тепловым и химическим воздействиям (взрывчатые вещества, сжатые и сжиженные газы, самовозгорающиеся вещества и др.). Для каждой из этих групп установлены особые условия пере­возки, которые должны строго соблюдаться.
Широкое применение получила на железнодорожном транспорте, а также в смешанных железнодорожно-автомобильных и железнодо­рожно-водных сообщениях перевозка грузов в контейнерах. Контей­нерный парк состоит из универсальных контейнеров МПС и спе­циальных (для скоропортящихся, наливных и других грузов), при­надлежащих грузоотправителям. В последние годы быстрыми тем­пами развиваются перевозки в крупнотоннажных контейнерах массой брутто 20 т и более. Характеристика эксплуатируемых универсальных контейнеров дана в табл. 20.
 
Таблица 20
 
Характеристика эксплуатируемых универсальных контейнеров
 
Контейнеры, загруженные на складах грузоотправителей, перево­зят автомашинами на станции, где их выгружают кранами на контей­нерную площадку, а затем грузят на железнодорожные платформы.
По прибытии на станцию назна­чения контейнеры перегружают на контейнерную площадку или на автотранспорт, который до­ставляет их на склад получателя.
Контейнеры, являясь многообо­ротной тарой, позволяют перево­зить грузы без тары и экономить большое количество пиломатериа­лов, упаковочной ткани, металли­ческой ленты, гвоздей. Перевозка в контейнерах дает возможность организовать транзитную доставку груза от склада отправителя до склада получателя, минуя промежуточ­ные базы, и полностью механизировать погрузочно-разгрузочные опе­рации. Производительность труда на этих операциях увеличивается в 4—5 раз по сравнению с перевозкой мелких отправок в крытых ва­гонах. В целом по народному хозяйству перевозка груза в контей­нерах дает значительную экономию средств.
На некоторых железнодорожных линиях (например, Москва — Ленинград) курсируют специальные контейнерные поезда для уско­ренной доставки тарно-упаковочных грузов. Создан ряд контейнерных станций (терминалов), оборудованных мощными кранами со специаль­ными захватными устройствами, позволяющими автоматизировать за-стропку и отстропку контейнеров.
По опыту станции Кунцево Московской дороги внедряется авто­матика и вычислительная техника для управления крупными контей­нерными пунктами.
Действует единая контейнерная транспортная система, основанная на доставке грузов стандартными унифицированными контейнерами повышенной грузоподъемности1 от склада отправителя до склада полу­чателя с участием различных видов транспорта, созданием контейнер­ных станций, оборудованных наиболее прогрессивными средствами комплексной механизации и автоматизации. В последние годы орга­низована перевозка грузов крупнотоннажными контейнерами в меж­дународном сообщении со значительным сокращением дальности ее. Так, при доставке груза от Иокогамы (Япония) до Роттердама (Гол­ландия) через СССР (Находка — Брест) расстояние транспортировки составляет 13 770 км, в то время как при перевозке через США — 20 240, а морем вокруг Африки — 27 000 км.
Широко применяется перевозка тар.но-упаковочных грузов паке­тами и перегрузка их по схеме «вагон — автомашина» и обратно (рис. 210).
Применение пакетов позволяет уменьшить расходы на перевозки на 15—30%, а производительность труда на погрузочно-разгрузочных работах увеличить в 3—4 раза. При этом резко сокращаются простои автомашин и вагонов под погруз­кой и выгрузкой. Так как пакеты на поддонах могут размещаться в несколько ярусов, то появляется возможность лучше использовать складские площади.

Погрузка мелких отправок, перевозимых пакетами
 
Рис. 210. Погрузка мелких отправок, перевозимых пакетами по схеме «ва­гон—автомашина»

В целях лучшего использова­ния грузоподъемности вагонов при­меняют прогрессивные методы уплотненной погруэки, позволяю­щие рационально разместить груз в вагоне и тем самым высвободить дополнительные вагоны. К числу таких методов относится погрузка лесных грузов на открытом под­вижном составе с «шапкой» с ис­пользованием верхней суженной части габарита.
При перевозке обращают осо­бое внимание на сохранность и быстрейшую доставку грузов по­лучателю. С этой целью установ­лены сроки доставки в зависимо­сти от категории груза, способа, вида и скорости перевозок. Сог­ласно Уставу железных дорог за невыполнение плана перевозок железная дорога и грузоотправи­тель несут материальную ответст­венность; за простой вагонов под погрузкой или выгрузкой сверх установленных сроков с грузоот­правителей и грузополучателей взыскивается штраф.
Для выполнения грузовых операций и хранения груза железные дороги имеют комплекс устройств и сооружений, состоящий из крытых складов, контейнерных и навалочных площадок, весового хозяйства и др. Крытые склады строят с наружным или внутренним (рис. 211) расположением путей для погрузки и выгрузки.
 
Крытый склад с внутренним вводом путей
Рис. 211 Крытый склад с внутренним вводом путей (план и разрез)


Другие новости по теме:

  • Грузовые станции
  • Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ
  • Автомобильный транспорт
  • Классификация и основные типы вагонов
  • Промежуточные станции