По объему перевозимых грузов в тоннах этот вид транспорта занимает первое место. Он обладает большой маневренностью, благодаря чему груз может быть доставлен от места погрузки отправителем до склада получателя, минуя перегрузочные операции, и с большей скоростью, чем по воде и железной дороге. При малых потоках пассажиров и грузов автомобильный транспорт требует меньших затрат, чем железнодорожный, так как в этом случае постройка автодороги может быть упрощена и удешевлена.
На короткопробежных перевозках автомобильный транспорт является наиболее экономичным благодаря значительно меньшим расходам по начальным и конечным операциям по сравнению с железнодорожным и водным транспортом. Предельное расстояние рационального применения автотранспорта зависит от рода груза, типа подвижного состава, степени его использования, уровня механизация погрузочно-разгрузочных работ, состояния автодорог и других факторов. При перевозках на средние и большие расстояния указанное преимущество автотранспорта теряется вследствие более высокой себестоимости перевозок, чем при других видах транспорта.
Удельный вес автомобильного транспорта в общем грузообороте пока невелик. Слабо еще используются преимущества автотранспорта на короткопробежных перевозках (железные дороги перевозят на расстояния до 100 км пятую часть всех грузов),, кроме того, недостаточна, и сеть автомобильных дорог. Автомобильный транспорт применяется главным образом для внутрирайонных перевозок пассажиров и грузов, а также для завоза и вывоза грузов с железнодорожных станций и портов.