Железные дороги социалистических стран развиваются быстрыми темпами. Преимущества социалистической системы и взаимопомощь стран — членов СЭВ обеспечивают неуклонный рост промышленного и сельскохозяйственного производства, что вызывает значительное увеличение грузовых и пассажирских перевозок.
Наиболее густая сеть железных дорог в ГДР, ЧССР, ВНР, ПНР, где на 1000 км2 территории приходится соответственно 131, 103; 88, 86 км железнодорожных линий. Ширина колеи в МНР такая же, как на дорогах Советского Союза, — 1524 мм, в остальных странах — 1435 мм. Вследствие того, что в социалистических странах грузооборот растет значительно быстрее, чем протяженность железных дорог, их грузонапряженность непрерывно увеличивается; по ряду стран она составляет более 6 мли. приведенных ткм/км.
Для обеспечения растущих перевозок осуществляется техническая реконструкция железнодорожного транспорта и прежде всего внедряется электрическая и тепловозная тяга. В ЧССР, ПНР, ГДР, ВНР организован серийный выпуск электровозов, тепловозов и вагонов ВНР и ПНР являются крупными экспортерами железнодорожного подвижного состава.
Одновременно с усилением тяговых средств реконструируются железнодорожный путь и вагонное хозяйство, внедряются современные средства автоматики и телемеханики, строятся новые железнодорожные линии, совершенствуются методы эксплуатации железных дорог, вводится прогрессивная технология работы на станциях, в депо. Для повышения рентабельности дорог осуществляется концентрация грузовой работы на меньшем числе станций с оборудованием их комплексной механизацией. Широкое развитие получили контейнерные перевозки.
В связи с тем что основную часть перевозок между социалистическими странами выполняет железнодорожный транспорт, большое значение приобретает организация планомерного развития и координация работы железных дорог этих стран. Сюда входят; согласование планов перевозок, строительства и реконструкции железнодорожных линий для международных сообщений, помощь в подготовке кадров, обмен достижениями в области транспортной науки и техники и т. д. Этими вопросами занимаются комиссия по транспорту Совета экономической взаимопомощи (ТК СЭВ) и Организация содружества железных дорог (ОСЖД).
Большие работы выполнены по улучшению транспортных связей социалистических стран. Построена Траисмонгольская магистраль. Советский Союз н ЧССР построили совместно железнодорожную линию с шириной колеи 1524 мм, сооружена железнодорожная линия с шириной колеи 1520 мм для бесперегрузочной транспортной связи между СССР и комбинатом «Катовице» (Польша). Переведены на электрическую тягу направления Москва—Прага, Москва— Будапешт Кривбасс—Карпаты—Кошице и др. Построена крупнейшая в мире паромная переправа Варна—Ильичевск, соединяющая кратчайшим путем железнодорожную сеть СССР и Болгарии.
В 1964 г. создан и успешно эксплуатируется странами—членами СЭВ совместный парк грузовых вагонов, возросший до 300 тыс. шт. Это значительно сократило порожний пробег вагонов и повысило эффективность их использования в международном сообщении.
Большое внимание развитию сотрудничества в области транспорта, в том числе и железнодорожного, уделено в принятой в 1971 г. и успешно осуществляемой Комплексной программе дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ.