В основной период строительства возводится земляное полотно с водоотводными сооружениями, укрепляются его откосы, строятся искусственные сооружения. Затем укладывается путь и производится его балластировка, возводятся здания и сооружения, необходимые для первоначальной эксплуатации строящейся дороги. Организация работ и расстановка строительных подразделений в этот период должны обеспечивать использование сооружаемой дороги последовательно перегон за перегоном для доставки строительных грузов.
Строительные и монтажные работы в современных условиях ведутся с помощью высокопроизводительных машин и механизмов. Земляные работы выполняют мощными экскаваторами, бульдозерами, грейдерами, гидронамывом. Для рытья водоотводных канав и кюветов используют специальные канавокопатели, а для уплотнения насыпей — грунтоуплотняющие машины. При скальных грунтах возможно применение взрывных работ. При строительстве искусственных сооружений из сборных и унифицированных железобетонных и металлических конструкций применяют различные подъемные краны, вибропогружатели для свай-оболочек, копры и т. д. Балласт на место работ обычно доставляют в специальных саморазгружающихся вагонах — хоппер-дозаторах. Путевую решетку, предварительно собранную на звеносборочных базах, укладывают специальными путеукладчиками, которые могут быть на железнодорожном ходу (рис 18) пли перемещаться тракторными тягачами.
Рис. 18. Укладка путевой решетки путеукладочным краном УК-25
В последние годы в транспортном строительстве применяют методы сетевого планирования и управления, позволяющие устанавливать наиболее рациональную последовательность отдельных работ, обеспечивающую наименьший срок строительства. При этом составляют сетевой график (рис. 19), на котором наглядно изображают последовательность выполнения отдельных операций строительства и их взаимозависимость. Основные элементы сетевого графика — работа и событие, представляющее собой момент начала или завершения работы. События обозначаются кружками, а работы — стрелками, наверху которых указывается наименование работы, а внизу — ее продолжительность в рабочих днях. Конечные связи между параллельно выполняемыми работами показывают штриховыми стрелками.
Рис. 19 Сетевой график выполнения работ по развитию станции
Общий срок строительства объекта определяется так называемым критическим путем, который проходит через последовательно выполняемые работы с наибольшей суммарной продолжительностью (на рис 19 показан двойной линией). Выявление критического пути позволяет концентрировать ресурсы на наиболее ответственных участках и обеспечить своевременное окончание строительства. Для оптимизации сетевого графика рассматриваются варианты перераспределения ресурсов, позволяющие за счет увеличения длительности работ, лежащих не на критическом пути, сократить критический путь.
С помощью сетевых графиков, которые при большом числе событий рассчитываются на ЭВМ, устанавливается наиболее рациональная организация работ, дающая наименьшие сроки строительства. В настоящее время ведется разработка автоматизированной системы управления строительством (АСУС).