Газотурбовозом называется локомотив, у которого первичным двигателем является газовая турбина (ротационный двигатель внутреннего сгорания).
Преимуществом газотурбидной установки (ГТУ) является возможность осуществления большой агрегатной мощности при сравнительно ограниченных габаритных размерах и массе, полная уравновешенность, отсутствие возвратно-поступательно движущихся деталей, сокращение количества подшипников, отсутствие системы водяного охлаждения, работа на дешевых сортах жидкого топлива. Недостатком является невысокий к. п. д., заметно снижающийся при работе на частичных нагрузках.
Принцип работы ГТУ можно понять из рис. 115. Сжатый в осевом компрессоре до 6-105 Па воздух поступает в камеру сгорания, где сжигается жидкое топливо. Продукты сгорания при температуре до 730°С поступают на лопатки газовой турбины. Реализуемая мощность за вычетом мощности, потребляемой компрессором, передается генератору.
Рис. 115. Схема газотурбинной установки газотурбовоза с электрической передачей:
1 — генератор; 2 — редуктор; 9 — компрессор; 4 —камера сгорания; 5 — турбина; 6 — ведущая колесная пара; 7 — зубчатая передача; 8 — тяговый электродвигатель
На Коломенском тепловозостроительном заводе в 1959 г. построен грузовой газотурбовоз Г1 мощностью 2600 кВт, а в 1964 г, — пассажирский газотурбовоз ГП1 той же мощности. Эти газотурбовозы находятся в опытной эксплуатации. В СССР проводятся исследования и опытно-конструкторские работы по созданию газотурбовоза мощностью до 7360 кВт.