Паровоз приводится в движение паровой машиной, преобразующей тепловую энергию пара в механическую работу. Для приготовления пара, обладающего необходимым давлением и температурой, служит пароэой котел, в топке которого сжигается твердое или жидкое топливо.
Запас воды, топлива и смазки хранится в специальной повозке, сцепленной с паровозом и называемой тендером.
В топку 1 (рис. 116) парового котла с-помощью механического углеподатчика или вручную подается твердое топливо (уголь). Жидкое топливо (мазут) подается в топку через специальные форсунки; через клапаны зольиика 2 в топку поступает воздух. Сгорание топлива происходит на колосниковой решетке 3, а жидкое топливо, превращенное в пылевидную емесъ, сгорает в огневой коробке. Выделяемые топливом газы, имеющие высокую температуру; отдают часть своего тепла через стеики огневой коробки 4 воде, находящейся в котле. Затем раскаленные газы устремляются через заднюю решетку топки 5 в жаровые б (большого диаметра) и дымогарные 7 (меньшего диаметра) трубы. Отдав значительную часть тепла через стенки труб иа испарение воды в котле; а также на нагревание насыщенного пара в элементах пароперегревателя 8; размещенных в жаровых трубах, газы поступают в дымовую коробку 15 котла и, пройдя искрогасительное устройство 16, через дымовую трубу 14 уходят в атмосферу.
Образующийся в котле пар собирается в верхней части котла и в специальном колпаке Р, называемом сухопарником. При повышении давления пара в кот» ле свыше установленной для каждого паровоза нормы (12 —15) 105 Па срабатывает предохранительный клапан, выпускающий избыток пара, пока не установится нормальное давление.
Насыщенный пар; содержащий во взвешенном состоянии значительное количество частиц воды, при открытии регулятора 10 устремляется в пароперегреватель 12, в котором, проходя по трубкам элементов 8, находящимся в Жаровых трубах; подсушивается и нагревается до температуры 350—420° С и через камеру перегретого пара 13 и трубы 18 подводится к цилнидрам 20 паровой машины.
В эти цилиндры пар поступает через золотниковую камеру 19 посредством парораспределительного механизма, с помощью которого регулируют впуск свежего перегретого пара в цилиндры н выпускают отработавший пар в атмосферу. Свежий пар, впускаемый в цилиндр 20, давит на поршень то с одной, то с другой стороны, перемещая поршень и связанный с ним шатунно-криво-шипный механизм 21, приводя во вращение ведущую ось 22 и спаренные с ней дышлами 23 сцепные оси 24.
Отработавший в цилиндрах пар по каналам 25 подводится к конусу 17; расположенному в дымовой коробке котла па одной вертикальной оси с дымовой трубой паровоза 14.
При работе паровой машины отработавший пар, выходя из конуса в дымовую трубу, создает разрежение в дымовой коробке, что увеличивает поступление воздуха через зольник в топку котла. При этом происходит интенсивное сгорание топлива, а следовательно, и образование пара в котле.