Экипировка электровозов заключается в снабжении их песком, смазочными и обтирочными материалами, наружной обмывке и обтирке. В экипировку тепловозов, кроме того, входит снабжение дизельным топливом и дистиллированной водой для охлаждения лизеля. Эта вода приготовлена из химически обработанного конденсата пара.
Пробег электровоза и тепловоза между экипировками ограничивается запасом песка и составляет 500—600 км. Экипируются эти локомотивы на специально оборудованных путях или в закрытых экипировочных помещениях. В обоих случаях экипировочные устройства и смотровые канавы, где осматривают нижнюю часть локомотива, а для электровозов, кроме того, специальные площадки для осмотра токоприемников располагаются таким образом, чтобы можно было совместить все операции во времени На рис. 127 показана схема расположения устройств для совмещенной экипировки и технического осмотра тепловозов. Дизельное топливо хранится в металлических резервуарах объемом до 4000 т. Из хранилищ оно подается насосом к раздаточным колонкам, а из них по резиновым шлангам в топливные баки тепловозов.
Для снабжения локомотивов песком имеются склады сырого песка, пескосушилки, раздаточные бункера и компрессоры для пневматической подачи песка от пескосушилки в бункера, откуда сухой песок самотеком поступает в песочницы локомотивов.
Смазочные масла хранятся в наземных или подземных резервуарах. Заполняются они самотеком через приемные колодцы. Смазочные материалы хранятся в бочках. Подача масел из хранилищ на локомотивы производится насосами через специальные маслозаправочные колонки.
Наиболее сложна и трудоемка экипировка паровозов, особенно при угольном отоплении. В этом случае для уменьшения затраты времени применяется обычно такая последовательность операций: набор топлива грейферным краном илн из раздаточных бункеров непосредственно в тендер; продувка котла, чистка топки и дымовой коробки с одновременным набором воды, песка, смазки и антинакипинов; обмывка паровоза; осмотр на смотровой канаве и поворот на круге или треугольнике. Экипировка паровозов производится через 160—200 км пробега, а снабжение водой — через 60—70 км.
Рис. 127, Схема расположения экипировочных устройств для тепловозов в утепленном помещении:
Т, П, М, В - гибкие шланги для подачи топлива, песка, масла, воды
Для экипировки паровозов устраивают специальные пути, вдоль которых последовательно размещают грейферные краны или эстакады для погрузки угля; а также другие экипировочные устройства При работе паровозов на жидком топливе (мазуте) предусматриваются резервуары для его хранения, откуда мазут с помощью иасосов закачивается в топливные баки паровозов. Продувка котла паровоза для удаления из него накипи (шлама) производится с помощью специального устройства, устраняющего шум и обеспечивающего безопасность работы.
Рис. 128. Схема водоснабжения:
1 — водозаборное сооружение, 2 — береговой приемный колодец; 3 — всасывающая линия; 4 — насосная станция; 5 — напорная линия; 6 — водоемное здание; 7— водозаборная колонка; 8 — гидравлическая колонка; 9— разводящая сеть
Для снабжения паровозов водой и удовлетворения производственных и бытовых нужд в воде депо, тяговых подстанций на электрифицированных линиях, вокзалов и других потребителей на дорогах имеются устройства водоснабжения (рис. 128). Они состоят из источника водоснабжения, водозаборных сооружений, насосной станции, напорных линий, водоемного здания для хранения запасов воды, разводящей сети, гидравлических колонок, приборов для очистки и умягчения воды, идущей для производственных и технических нужд, а также для обезвреживания питьевой воды.
Насосная станция строится возле источника водоснабжения, а водоемное здание — на территории станции или вблизи от нее.
Устройства водоснабжения и водообработки должны обеспечивать бесперебойное снабжение водой надлежащего качества и в необходимом количестве локомотивов, поездов, станций, а также удовлетворять другие хозяйственные, противопожарные и питьевые потребности.
Для отвода и очистки сточных вод железнодорожных предприятий и жилых поселков на станциях предусматриваются канализационные и очистные сооружения.