Для поддержания локомотивов в исправном состоянии на дорогах России установлена система технического обслуживания и ремонтов, производимых после выполнения установленных норм пробега или определенного времени их работы. За последние годы в локомотивном хозяйстве осуществлены крупные мероприятия, обеспечивающие повышение качества, ускорение и удешевление ремонта локомотивов. Сюда относятся концентрация, кооперирование и специализация деповского ремонта локомотивов, внедрение агрегатного метода ремонта с широким применением поточных форм организации производства и сетевого планирования.
При агрегатном методе основные узлы и агрегаты не ремонтируются непосредственно на локомотиве, а заменяются заранее подготовленными в заготовительном цехе депо. При этом работа комплексных бригад сводится к замене узлов и деталей предварительно отремонтированными или новыми.
На железных дорогах широкое применение получил опыт передовых коллективов депо Георгиу-Деж, Гребенки, Казатина, Красного Лимана и др. по внедрению прогрессивных технологических процессов, рациональных приемов труда, новых методов хозяйствования и управления. Все это способствует повышению качества и снижению продолжительности ремонта локомотивов.
В настоящее время для электровозов, тепловозов и моторвагон-ного подвижного состава установлены следующие виды планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта: технические обслуживания ТО-1, ТО-2, ТОЗ, ТО-4, текущие ремонты ТР-1, ТР-2 и ТР-3, капитальные ремонты КР-1, КР-2.
Целью технического обслуживания является обеспечение работоспособности локомотивов в процессе эксплуатации. При этом производится смазка трущихся частей и осуществляется контроль за ходовыми частями, тормозным оборудованием, устройствами автоматической локомотивной сигнализации, скоростемерами и другими Приборами, обеспечивающими безопасность движения поездов.
Рис. 129. Схема расположения устройств тепловозного Депо:
1 — локомотивные здания; 2 — мастерские; 3 — поворотный треугольник 4 - материальный склад; 5 — склад дизельного топлива; 6 — экипировочные устройства; 7 — пути восстановительного и пожарного поездов; 8 — пути для стоянки локомотивов
В ходе текущих ремонтов производятся ревизия, замена или восстановление отдельных узлов и деталей, а также регулировки и испытания, гарантирующие работоспособность локомотива между соответствующими ремонтами.
Капитальный ремонт КР-1 выполняется для восстановления эксплуатационных характеристик, замены или ремонта изношенных или поврежденных агрегатов, узлов и деталей.
При капитальном ремонте КР-2 производится полное оздоровление локомотива с необходимой заменой или восстановлением полного ресурса (срока службы) всех агрегатов узлов и деталей, а также модернизации.
Техническое обслуживание ТО-1 выполняется локомотивными бригадами при приемке, сдаче и в процессе эксплуатации локомотивов.
Техническое обслуживание ТО-2 производится бригадой слесарей в специально обустроенных пунктах и, как правило, совмещается с экипировкой локомотивов. Продолжительность технического обслуживания ТО-2 установлена для грузовых локомотивов 1,2 ч и для пассажирских — 2 ч.
Техническое обслуживание ТО-3, ТО-4 и виды текущего ремонта производятся в основных локомотивных депо комплексными бригадами с участием локомотивных бригад.
Капитальные ремонты локомотивов выполняют на заводах Главного управления по ремонту подвижного состава и производству
запасных частей.
Примерные нормы периодичности технического обслуживания ТО-3 и ремонтов локомотивов приведены в табл. 17.
Таблица 17
В паровозных депо предусматриваются два вида ремонта: промывочный и подъемочный. Промывочный приурочивается к постановке паровоза для промывки котла. Одновременно с этим устраняются неисправности паровой машины, экипажной части, арматуры и гарнитуры котла. Пробег между промывочными ремонтами составляет в среднем 6—8 тыс. км. При подъемочном ремонте производятся обточка бандажей колесных пар, ремонт котла, паровой машины, экипажной части и тормозного оборудования. Межремонтный пробег составляет 60—100 тыс. км.
Для содержания, обслуживания и ремонта приписанных локомотивов основные депо располагают локомотивными зданиями, мастерскими, экипировочными устройствами, различного рода складами, административно-хозяйственными помещениями, необходимым путевым развитием и поворотными устройствами.
На рис. 129 приведен пример расположения устройств тепловозного депо.
В локомотивных зданиях имеются специальные стойла с канавами для осмотра и ремонта локомотивов. Эти здания строятся прямоугольными (см. рис. 129). Мастерские для ремонта и изготовления различных деталей, оборудования и инструмента устраивают примыкающими к цехам с тем, чтобы сократить пути транспортировки деталей и узлов.
В электровозных и тепловозных депо имеются цехи для текущих ремонтов ТР-1, ТР-2, ТР-3 и технического обслуживания локомотивов.
При мастерских организуют специализированные отделения для ремонта различных узлов и деталей локомотива и их оборудования.