Вагоны предназначены для перевозки пассажиров или грузов. Вагонный парк состоит из пассажирских и грузовых вагонов. В вагонах пассажирского парка перевозят людей, багаж, почту; к ним относятся и вагоны-рестораны, специальные вагоны (служебные, лаборатории, клубы и т. п.).
Пассажирские вагоны бывают дальнего, межобластного и пригородного сообщения. Вагоны дальнего следования (рис. 130) подразделяют на мягкие и жесткие, а по планировке — на купейные (два или четыре места в купе) и не купейные. В вагонах межобластного сообщения мягкие кресла расположены в общем пассажирском салоне.
Пассажирские вагоны оборудованы устройствами отопления, вентиляции и освещения. Отопление может быть водяное или электрическое. В вагонах последней постройки применяется комбинированное водяное отопление, при котором нагрев воды может осуществляться как электронагревателем, так и твердым топливом. Вагоны оборудованы приточной, принудительной вентиляцией (подогретый и очищенный воздух подается по воздушному желобу во все отделения вагона), а также специальными установками для кондиционирования воздуха. Такие установки приготовляют воздух определенной влажности и температуры с давлением, несколько большим атмосферного, поэтому устраняется возможность попадания наружного воздуха через неплотности вагона.
Рис. 130. Цельнометаллический пассажирский четырехосный вагон
Освещение в пассажирских вагонах дальнего и межобластного сообщения электрическое. Электричество для каждого вагона вырабатывается генераторами, приводимыми в действие от оси колесной пары вагона или от специального вагона-электростанции, включаемого в поезд. В электропоездах вагоны освещаются от контактной сети через специальные установки, имеющиеся в моторных вагонах. На станциях и при малых скоростях следования питание вагонов электроэнергией происходит от аккумуляторных батарей, заряжаемых во время движения. За последнее время нашло широкое распространение люминесцентное освещение.
Парк грузовых вагонов состоит из крытых вагонов, платформ, полувагонов, цистерн, вагонов изотермических и специального назначения.
Крытые вагоны (рис. 131) предназначены для перевозки разнообразных грузов, их сохранности и защиты от атмосферных воздействий. Эти вагоны, оснащенные соответствующим оборудованием, могут быть использованы и для массовых перевозок людей. Кузов крытого вагона имеет в каждой из боковых стен задвижные двери и по два люка с металлическими крышками. Люки служат для освещения и вентиляции, а также для загрузки вагонов сыпучими грузами. У крытых вагонов последнего выпуска люки расположены также и в крыше. С 1959 г. парк пополняется четырехосными вагонами грузоподъемностью 64 т с увеличенным объемом кузова.
На платформах (рис. 132) перевозят длинномерные, громоздкие и тяжеловесные грузы. Платформы строят с невысокими откидными металлическими бортами, приспособлениями для установки стоек, необходимых при перевозке бревен, столбов, досок и т. п. Грузоподъемность четырехосных платформ 66 и 50 т.
Для перевозки большегрузных контейнеров массой брутто 10, 20 и 30 т выпускаются специальные четырехосные платформы (рис. 133), оборудованные специальными устройствами для установки и крепления контейнеров.
Рис. 131. Крытый четырехосный вагон грузоподъемностью 64 т
Полувагоны — наиболее распространенный вид вагонов грузового парка. Они служат в основном для перевозки массовых навалочных сыпучих грузов, таких, как уголь, руда, кокс, щебень, гравий и др. В полу кузова вдоль боковых стен предусмотрены разгрузочные люки, через которые сыпучий груз самотеком разгружается по обе стороны полувагона. Двери нужны для загрузки полувагона длинномерными грузами или самоходным транспортом.
Рис. 134. Восьмиосный полувагон грузоподъемностью 125 т
Рис. 133. Специальная платформа для перевозки большегрузных контейнеров
Рис. 132. Четырехосная платформа грузоподъемностью 66 т
На дорогах применяют восьмиосные полувагоны грузоподъемностью 125 т (рис. 134), а также шестиосные полувагоны грузоподъемностью 94 т с кузовом, имеющим металлическую обшивку боковых стен и торцовых дверей. Выпускаются также полувагоны с глухим кузовом без разгрузочных люков; разгрузка их производится на ва-гоноопрокидывателях.
Разновидностью полувагонов являются так называемые четырехосные вагоны — хопперы (рис. 135) — для перевозки сыпучих и пылевидных грузов (щебень, гравий, песок, цемент и др.) грузоподъемностью 50 т. Хоппер имеет высокие боковые стены (а для перевозки цемента и крышу). Торцовые стены его наклонены к середине вагона, где расположены разгрузочные люки. Хопперы используют в основном для перевозки щебня на замкнутых маршрутах (вертушках) и для хозяйственных нужд.
На внутренних путях крупных металлургических заводов руду и строительные сыпучие материалы перевозят преимущественно вагонами-самосвалами. Такие вагоны строят четырехосными грузоподъемностью 60 т и более с кузовом прямоугольной формы, имеющим пневматическое устройство для разгрузки. При этом кузов наклоняется и одновременно открывается борт с той стороны, куда производится разгрузка.
Рис. 135. Хоппер-дозатор ЦНИИ ДВЗ
Жидкие грузы (нефть, керосин, бензин, масло, кислоты и т. п.) перевозят в цистернах. Цистерна представляет ^обой специальный металлический сварной резервуар (котел) цилиндрической формы, имеющий в верхней части люки для налива груза, а также для очистки и ремонта котла. Разнообразие грузов обусловливает существенные изменения конструкций цистерн. В зависимости от перевозимых грузов цистерны могут быть разделены на две группы: общего назначения — для перевозки широкой номенклатуры нефтепродуктов; специальные — для перевозки отдельных видов грузов.
Рис. 137. Двадцатиосный транспортер
Рис. 136. Восьмиосная цистерна
Цистерны общего назначения в свою очередь могут подразделяться на цистерны для перевозки светлых (бензин, лигроин и т. п.) и темных (нефть, минеральные масла и т. п.) нефтепродуктов. Ввиду повышенной огнеопасности светлых нефтепродуктов и ненадежной герметичности нижних сливных приборов цистерны для перевозки этих грузов оборудуют устройствами верхнего слива (колпаками). В цистернах для темных нефтепродуктов предусмотрены нижние сливные приборы. Такое подразделение парка цистерн общего назначения уменьшает трудоемкость и продолжительность операций по очистке внутренних поверхностей котлов перед наливом грузов, отличающихся от ранее перевозимых. В нижней части резервуара расположены устройства для слива груза. Внутренняя поверхность цистерн, в которых перевозят кислоты, покрыта защитным слоем (резиной, свинцом) предохраняющим металл от разрушающего действия кислот. В этих же целях котлы цистерн изготовляют из кислотоупорных металлов— нержавеющей стали, алюминия. Цистерны для перевозки молока делают из нержавеющей стали, покрытой снаружи слоем тепловой изоляции.
Вязкие нефтепродукты перевозят в цистернах, оборудованных паровой рубашкой, что значительно упрощает и ускоряет слив грузов. Цистерны строят четырехосными с объемом котла 60 м3. Проходят опытную эксплуатацию восьмиосные цистерны с погрузочным объемом котла 134 м3 (рис. 136).
Скоропортящиеся грузы (мясо, рыбу, масло, фрукты) доставляют в изотермических вагонах. К ним относятся вагоны-ледники, в которых грузы охлаждаются льдосоляной смесью, загружаемой с крыши вагона в специальные баки (карманы). Запас льда нриходится пополнять на специальных пунктах льдоснабжения, устраиваемых на станциях, чем задерживается доставка грузов и удорожается их перевозка.
Широко применяются вагоны-рефрижераторы, оборудованные механической холодильной установкой и электрическим отоплением. Обычно они объединяются в секции по 5 или 12 четырехосных вагонов. Отдельные рефрижераторные поезда состоят из 23 четырехосных вагонов, из которых 20 служат для перевозки грузов, а в остальных размещается обслуживающий персонал, дизель-электростанции и холодильная установка. Грузоподъемность изотермических вагонов зависит от системы охлаждения и достигает 30—40 т.
Вагоны специального назначения предназначаются для грузов, требующих особых условий перевозки. Например, транспортерами перевозят громоздкие и тяжеловесные машины и оборудование. Транспортеры (рис 137) — это многоосные платформы (12, 16, 20 и более осей) грузоподъемностью 130, 180, 230 и 300 т.
Рис. 138. Вагон для перевозки легковых автомобилей
К специальным относятся также вагоны для перевозки скота, живой рыбы, битума, легковых автомобилей (рис. 138) и вагоны, предназначенные для технических и бытовых нужд железных дорог: вагоны-мастерские, вагоны восстановительных и пожарных поездов. Оборудование этих вагонов определяется их назначением.
Для перевозки различных грузов, в том числе штучных изделий, домашних вещей и др., используют контейнер ы— деревянные или металлические — грузоподъемностью 2,5; 5 т и более. На рис. 139 изображен современный цельнометаллический большегрузный контейнер грузоподъемностью 20 т. При перевозке на платформах или в полувагонах контейнеры закрепляют соответствующими приспособлениями.
Чтобы избежать перегрузки из вагонов в автомашины, применяют специальные контейнеры большой грузоподъемности, приспособленные для подкатки под них автомобильных шасси. Такие контейнеры носят название контрейлеров.
Рис. 139. Цельнометаллический универсальный контейнер грузоподъемностью 20 т