Основным условием обеспечения исправного состояния вагонного парка в эксплуатации является высококачественное выполнение периодического (ежегодного) ремонта вагонов в депо. Однако все возрастающая интенсивность эксплуатации вагонов требует усиления контроля за техническим состоянием и качеством ремонта вагонов в пунктах технического обслуживания и пунктах подготовки их к перевозкам. При этом должны быть выявлены и устранены все неисправности в вагонах за время стоянки поезда, предусмотренной графиком движения.
С целью механизации производственных процессов и повышения производительности труда пункты технического обслуживания на сортировочных станциях оборудуются громкооповестительной связью, электросварочными линиями, воздухопроводной сетью, централизованной подачей смазки в парки станции по специальным маслопроводам, устройствами централизованного ограждения составов и опробования тормозов.
В крупных пунктах применяются специальные передвижные ремонтные тележки, оборудованные подъемными средствами для смены неисправных подшипников, производства сварочных работ, отсоса из букс загрязненной смазки и подачи свежей. На этих тележках находится также необходимый запас материалов, запасных частей и инструмента для ремонта вагонов. Многие пункты технического обслуживания оборудованы специальными тоннелями под путями станций для транспортировки запасных частей и материалов на междупутья, где производится текущий ремонт вагонов.
Правильная организация осмотра и текущего безотцепочного ремонта вагонов в поездах обеспечивается технологическим процессом, разрабатываемым для каждой станции.
Большое значение для текущего содержания вагонов имеет создание на дорогах пунктов комплексной подготовки вагонов к перевозкам. Они специализируются на ремонте крытых и изотермических вагонов, полувагонов и платформ, цистерн. Эти пункты оборудуются высокопроизводительной технологической оснасткой: козловыми кранами, портальными машинами для правки и ремонта кузовов полувагонов, машинами для внутренней промывки крытых вагонов, электросварочным и подъемно-транспортным обрудованием, электролебедками для передвижения вагонов и др.
На многих сортировочных станциях, как правило в подгорочных парках для текущего ремонта вагонов с отцепкой, имеются механизированные пункты ремонта (МВРП), которые оснащены козловыми или мостовыми кранами, портальными машинами типа «Донбасс» для правки и ремонта металлических частей кузова полувагонов, технологической оснасткой для ремонта тормозов, автосцепки, производства электросварочных и кузовных работ. Механизированные пункты имеют минимально необходимые подсобно-заготовительные цехи, в том числе для текущего ремонта колесных пар.
В связи с тем что в последнее время согласно ПТЭ на дорогах создаются специальные пункты комплексной подготовки вагонов к перевозкам с соответствующими устройствами для ремонта вагонов определенного типа, строительство механизированных пунктов (МВРП) в подгорочных парках сокращено.
В целях недопущения попадания неисправных вагонов в сформированные поезда в пунктах технического обслуживания внедряется утвержденный Главным управлением вагонного хозяйства типовой технологический процесс, которым определена строгая система работы осмотрщиков вагонов и ремонтных бригад.
Рис 161 Структурная схема ПОНАБ:
К1, К2 — напольные камеры с болометрами, П1, П2 - магнитные педали, БП — блок питання, БУ - блок усилителей, БА — блок автоматики, ЛПД — аппаратура передали данных Т — телефонные аппараты Р — регистратор, ИП — информационная приставка
При этом в парке прибытия производится контроль технического состояния вагонов для выявления неисправностей вагонов, требующих отцепочного и безотцепочного ремонта. В сортировочном парке осуществляется контроль технического достояния вагонов с целью выявления повреждений, происшедших в процессе маневровой работы, и недопущения пропуска в парк отправления неисправных вагонов, требующих отцепочного ремонта. В сортировочном парке на специально выделенных путях производится текущий ремонт вагонов; сюда направляются неисправные вагоны, выявленные в парке прибытия.
В парке отправления выполняется основная работа по устранению без отцепки от состава всех неисправностей вагонов, обнаружен* ных осмотрщиками в парках прибытия и сортировочном; здесь же производится ремонт и опробование тормозов с выдачей машинисту справки о количестве включенных тормозов и их исправности.
Для контроля за техническим состоянием вагонов в пути следования поездов организуются специальные пункты на путевых переездах с освещением ходовых частей прожекторами. За техническим состоянием вагонов наблюдают специально осмотрщик и обученный переездной сторож, которые при обнаружении неисправностей принимают меры к остановке поезда. Кроме этого, для обнаружения греющихся букс на перегонах устанавливаются специальные автоматические приборы (ПОНАБ) (рис. 161), принцип работы которых состоит в следующем.
На посту, расположенном на расстоянии от 2 до 10 км от входного сигнала станции, устанавливается соответствующая аппаратура. Напротив поста размещается напольное оборудование. При проходе первого колеса поезда над магнитной педалью П1 открываются заслонки болометров — полупроводниковых приборов с инфракрасной оптикой, чувствительных к тепловому излучению букс. Болометры «осматривают» буксы и вырабатывают электрические сигналы, амплитуда которых пропорциональна температуре буксы. Эти сигналы после усиления в БУ передаются в ячейки памяти блока автоматики Б А. При проходе колеса поезда над педалью П2 автоматически дается ко-команда на считывание информации из ячеек памяти и формируются сигналы счета осей.
Решающее устройство блока автоматики при обнаружении перегретой буксы (температурой выше 100° С) вырабатывает электрический сигнал, который поступает в аппаратуру передачи данных АПД.
Отсюда сигналы передаются в регистратор Р, который устанавливается в помещении ПТО или дежурного по станции (ДСП). Регистратор с помощью электромеханических импульсных счетчиков выдает информацию о количестве перегретых букс и их расположении c указанием стороны поезда.
После прохода поезда заслонки болометров закрываются и прибор возвращается в исходное положение.