Участок железнодорожной линии, выделенный для устройства и развития раздельного пункта, называется станционной площадкой. Для улучшения видимости сигналов и условий выполнения маневров на станциях, а также уменьшения сопротивления движению при трогании поездов с места станционные пути на раздельных пунктах должны располагаться в плане на прямых участках. В трудных условиях допускается размещение станций, разъездов и обгонных пунктов на кривых радиусом не менее 1200 м, а на линиях со скоростями движения пассажирских поездов более 120 км/ч и грузовых до 80 км/ч — не менее 1500 м. В особо трудных топографических условиях допускается уменьшение радиуса кривых до 600 м, а в горных условиях — до 500 м.
Соединительные и ходовые пути для локомотивов могут иметь радиус кривых не менее 200 м, а в трудных условиях — не менее 180 м.
В профиле станции, разъезды и обгонные пункты, как правило, должны располагаться на горизонтальной площадке. В отдельных случаях для уменьшения земляных работ допускается расположение их на уклонах, не превышающих 0,0015; в трудных условиях допускается увеличение уклонов, но, как правило, не более чем до 0,0025.
В особо трудных топографических условиях на разъездах и обгонных пунктах продольного или полупродольного типа, а с разрешения МПС и на промежуточных станциях, на которых не предусматривается маневровая работа, допускается применение уклонов более 0,0025 в пределах станционной площадки.
Рис. 187. Размещение раздельных пунктов в профиле:
а — на горбе; б — в яме, в — на уступе
Станционную площадку стремятся расположить на возвышенности (горбе, рис 187, а), так как при этом обеспечивается более легкий разгон поезда, а также замедление в случае остановки на раздельном пункте. В трудных топографических условиях станционные площадки могут располагаться в пониженных точках профиля (яме, рис. 187, б) или на уступе (рис. 187, в). На этом рисунке Lпл — длина площадки; R — радиус кривой; і — уклон. Длина станционной площадки зависит от категории линии, типа раздельного пункта, перспективы его развития и полезной длины приемо-отправочных путей и измеряется между тангенсами вертикальных кривых.
Станционные площадки по возможности размещают на одном элементе профиля. Во избежание самопроизвольного движения вагонов и локомотивов, стоящих на раздельных пунктах, пути у погрузочно-выгрузочных платформ и площадок, пути стоянки и экипировки локомотивов проектируют на площадках или уклонах до 0,0015. Из этих же соображений пути стоянки пассажирских вагонов и составов могут иметь уклон не более 0,0015.
Пути, проходящие в зданиях локомотивных и вагонных депо и мастерских, следует устраивать горизонтальными.