Путевые посты устраивают при полуавтоматической блокировке для увеличения пропускной способности перегонов. Путевые посты имеют проходные сигналы, техническое здание и средства сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) и связи.
Разъезды имеют главный и один-два приемо-отправочных пути, средства СЦБ и связи, служебно-технические и жилые здания. Скрещение заключается в предварительном приеме поезда на один из приемо-отправочных путей с остановкой. Поезд противоположного направления пропускают через разъезд по главному пути без остановки, после чего отправляют ранее прибывший поезд. Обгон поездов на разъезде состоит в приеме с остановкой первого поезда на приемо-отправочный путь и пропуске второго поезда того же направления по главному или свободному приемо-отправочному пути.
Разъезды могут быть трех типов: с поперечным (рис. 189, а), продольным (рис. 189, б) и полупродольным расположением приемо-отправочных путей.
На линиях I и II категорий рекомендуется проектировать разъезды
продольного типа по схеме, приведенной на рис. 189, в, обеспечивающей возможность превращения в последующем приемо-отправочных путей во второй главный путь. По таким схемам осуществляется в настоящее время строительство временных разъездов на БАМе. Разъезды поперечного типа допускается проектировать для работы в трудных топографических, геологических и других местных условиях.
Схемы разъездов полупродольного типа отличаются от продольного неполным смещением путей, что сокращает длину станционной площадки.
На грузонапряженных однопутных участках, оборудованных автоматической блокировкой или диспетчерской централизацией, получили распространение двухпутные вставки для безостановочного скрещения поездов, позволяющие значительно увеличить пропускную способность линий. Длина двухпутной вставки должна обеспечить возможность скрещения поездов на ходу не только при их одновременном проследовании, но и в случае неодновременного прохода ими раздельного пункта, когда один из поездов опаздывает или подходит несколько раньше установленного по графику времени. Длина двухпутной вставки определяется специальным расчетом.
На обгонных пунктах, кроме главных путей, как правило, имеются по одному приемо-отправочному пути в каждом направлении движения, а также устройства СЦБ и связи, служебно-технические и жилые здания. На этих раздельных пунктах может быть при необходимости осуществлен перевод поездов с одного главного пути на другой с помощью диспетчерских съездов, укладываемых в горловинах.
Рис 189. Схемы разъездов
а — с поперечным, б, в — с продольным расположением приемо отправочных путей
Рис. 190. Схемы обгонных пунктов:
а —с поперечным; б —с полупродольным расположением приемо отправочных путей
Обгонные пункты бывают с поперечным (рис 190, а), полупродольным (рис. 190, б) и продольным расположением приемо-отправочных путей, причем первый тип является основным. Пол у продольное расположение обгонных путей применяется в том случае, когда необходимо облегчить трогание поезда с места и его разгон или иметь дополнительный погрузочно-выгрузочный фронт, а продольное, кроме того, на линиях скоростного движения пассажирских поездов.
На разъездах и обгонных пунктах могут также выполняться операции по посадке-высадке пассажиров и в небольших количествах — по погрузке-выгрузке навалочных грузов