Промежуточными станциями называются раздельные пункты имеющие путевое развитие для обгона, скрещения и пропуска поездов, а также погрузки и выгрузки грузов. Таким образом, эти станции отличаются от разъездов и обгонных пунктов наличием устройств для грузовых операций.
Промежуточные станции размещают на линии с таким расчетом» чтобы обеспечить пропускную способность участка и удовлетворить потребности населения в перевозках. Для лучшего использования подвижного состава, автотранспорта и погрузочно-разгрузочных механизмов грузовую работу концентрируют на небольшом числе станций, связанных автомобильными дорогами с предприятиями, колхозами и совхозами.
На промежуточных станциях осуществляется продажа билетов, посадка, высадка и обслуживание пассажиров, а также оформление перевозочных документов на прибывающие и отправляемые грузы. Отдельные промежуточные станции формируют отправительские маршруты, обслуживают подъездные пути предприятий, а иногда являются пунктами оборота пригородных пассажирских поездов.
Число приемо-отправочных путей на промежуточных станциях в зависимости от размеров движения принимается от двух до четырех. Для местной работы со сборными поездами укладывают погрузочно-разгрузочные, выставочные и вытяжные пути. Число и длина их определяются размерами местной работы.
На промежуточных станциях размещаются также пассажирское здание, платформы с переходами между ними, кладовые для багажа и грузов пассажирской скорости, склады и площадки для хранения грузов, технические, служебные и жилые здания.
Промежуточные станции в зависимости от размеров движения, характера работы и рельефа местности устраиваются с продольным, полупродольным и поперечным расположением приемо-отправочных путей. Станции с продольным и полупродольным расположением рекомендуется применять на линиях I и II категорий; с поперечным — на линиях III категории.
На БАМе в связи с тяжелыми климатическими и топографическими условиями сооружаются в основном промежуточные станции с поперечным расположением путей и размещением грузового двора со стороны пассажирского здания и населенного пункта, что позволяет уменьшить объем земляных работ, протяженность инженерных коммуникаций.
Рис. 191. Промежуточная станция с полупродольным расположением приемо-отправочных путей:
1 — главный; 2, 3, 4 — приемо-отправочные; 5 — выставочный; 6 — погрузочный; 7 — вытяжной; 8 — предохранительный тупик
Маневровая работа на промежуточных станциях со сборными поездами в значительной степени зависит от схемы путевого развития и расположения прицепляемых или отцепляемых вагонов в составе поезда и на погрузочно-разгрузочных путях станции. При этом маневры могут выполняться локомотивом сборного поезда или специальным маневровым локомотивом, обслуживающим станцию. На промежуточной станции с полупродольным расположением приемо-отпра-вочных путей (рис. 191) маневровая работа с местными вагонами выполняется следующим образом. Сборные поезда обоих направлений принимаются на путь 4. После остановки поезда и составления плана маневровой работы совместно с дежурным по станции главный кондуктор приступает к маневрам. Если группа отцепляемых вагонов располагается в первой половине четного сборного поезда, то главный кондуктор отцепляет ее от состава и вместе с головной частью подает с пути 4 на вытяжной путь 7 через стрелки 15, 13 и 3, Затем вагоны осаживают на путь 6, где прицепляют к вагонам, уже загруженным или выгруженным, для перестановки их на выставочный путь 5. Далее головную часть поезда вновь осаживают на путь 6, где и оставляют вагоны, прибывшие в адрес станции. После прицепки вагонов, стоящих на пути 5, головная часть вытягивается на путь 7 и соединяется со стоящей на пути 4 остальной (хвостовой) частью состава. После пробы тормозов сборный поезд следует дальше.
При расположении группы вагонов, отцепляемых на станции, в хвостовой части четного сборного поезда поездной локомотив отцепляют и по свободному пути подают в хвост состава, а затем осаживают его с пути 4 по стрелкам И, 15 и 13 на путь 7 до тех пор, пока отцепляемые вагоны не зайдут за стрелку 12. Здесь состав расцепляют и вагоны назначением в адрес станции подают на грузовой двор.