Участковые станции в зависимости от топографических, геологических условий и особенностей работы проектируют по схемам с поперечным, пол у продольным или продольным расположением приемо-отправочных парков.
Рис 193 Схема участковой станции поперечного типа на однопутной линия
Схема участковой станции поперечного типа (рис. 193) характерна параллельным расположением приемо-отправочных П-0 и сортировочных С путей. Локомотивное хозяйство Л.Х. или экипировочные устройства размещаются на стороне, противоположной пассажирскому зданию П.З., в том конце станции, где возможно избежать пересечения маршрутов прибытия грузовых поездов с маршрутами передвижения локомотивов, подаваемых к поездам. Пассажирские поезда, имеющие скрещение или обгон на стзд-ции, пропускают по приемо-отправочным путям, включая и Главный путь, где может осуществляться смена локомотивов, прицепка или отцепка пассажирских вагонов, снабжение поезда водой и топливом. Для стоянки составов местных поездов, начинающих или заканчивающих свое движение на станции, предусматриваются специальные пути, обычно размещаемые вблизи главных путей со стороны расположения пассажирских устройств.
Грузовые транзитные поезда принимают на приемо-отправочные пути парка П-О, где в соответствии с технологическим процессом может происходить смена локомотивов, техническое обслуживание и безот-цепочный ремонт вагонов, а также их коммерческий осмотр.
Грузовые поезда, прибывающие в переработку (участковые и сборные), принимают на крайние пути приемо-отправочного парка П-0 граничащие с сортировочными. При этом обеспечивается независимость приема транзитных поездов в приемо-отправочный парк и маневровой работы с составами, прибывшими в переработку, при перестановке их на вытяжные пути сортировочного парка. На эти же крайние пути приемо-отправочного парка также выставляют сформированные на данной станции составы участковых и сборных поездов.
Поезда, прибывшие в переработку, подвергаются операциям по прибытию, включающим подготовку составов к расформированию. После этого состав маневровым локомотивом вытягивают на вытяжку, откуда путем осаживания и толчками вагоны распределяют по соответствующим путям сортировочного парка.
Составы поездов своего формирования образуются на путях накопления сортировочного парка в процессе расформирования прибывающих на станцию в переработку поездов. На эти же пути ставят вагоны, погруженные на станции или порожние для отправления. По накоплении достаточного количества вагонов на поезд выполняют операции по отправлению: списывают номера вагонов, включаемых в состав; подбирают документы на каждый вагон; составляют натурный лист; делают техническое обслуживание и коммерческий осмотр состава; подают локомотив и проверяют исправность действия автоматических тормозов.
Для прохода поездных локомотивов грузовых поездов в пункт экипировки на участковых станциях со значительными размерами движения укладывают между приемо-отправочным и сортировочным парками или внутри приемо-отправочного парка специальные ходовые пути.
В рассматриваемом типе участковой станции конструкция центральной горловины со стороны локомотивного хозяйства позволяет одновременно производить прием (или отправление) поездов, передвижение локомотивов по ходовому пути и маневровые передвижения на вытяжном пути. Горловина в противоположном конце станции обеспечивает независимость маневровой работы на вытяжном пути и в сортировочном парке от приема или отправления поездов и подачи-уборки локомотивов по ходовому пути через локомотивный тупик к поездам или обратно.
По мере роста грузового и пассажирского движения и возникновения в связи с этим затруднений в работе станции поперечного типа могут быть затем реконструированы в более прогрессивный тип станции с продольным расположением парков. Этот переход показан на рис. 193, где пунктиром обозначен четный приемо-отправочный парк станции продольного типа.