Схема участковой станции продольного типа (рис. 194) характерна последовательным расположением при-емо-отправочных парков для нечетного и четного направлений движения поездов. Эти парки примыкают непосредственно к главным путям соответствующего направления движения, в связи с чем прием (или отправление) грузовых поездов всегда будет попутным, не вызывающим пересечения главного пути. В приведенной схеме приемо-отправочный парк для транзитных четных поездов П-О II непосредственно связан с приемо-отправочным парком нечетного направления П О I и с сортировочным парком С. Сортировочный парк обычно устраивают общим для обоих направлений движения, в связи с чем грузовые поезда четного направления, имеющие переработку на станции, принимаются на специально выделенные пути в приемо-отправочном нечетном парке.
Технология обработки поездов на этой станции такая же, как и на станции поперечного типа. Принцип размещения основных элементов в схеме продольного и поперечного типа одинаков. Несколько отлична конструкция центральной горловины, связывающей оба приемо-отправочных парка с локомотивным хозяйством, сортировочным парком и вытяжным путем. Эта горловина должна обеспечивать одновременное отправление четных и нечетных грузовых поездов, смену локомотивов в обоих парках и маневровую работу на вытяжном пути. При значительных размерах грузового и пассажирского движения для уменьшения числа пересечений маршрутов иногда укладывают дополнительный главный путь I а в обход локомотивного хозяйства.
Рис. 194. Схема участковой станции продольного типа
Выбирают ту или иную схему станции на основании технико-экономического сравнения вариантов. Участковые станции поперечного типа обычно проектируют на линиях III и IV категорий, а также предусматривают на первую очередь строительства однопутных линий I и II категорий с тем, чтобы обеспечить переход в дальнейшем к продольному или полупродольному типу.
На двухпутных линиях рекомендуются участковые станции с продольным и полупродольным расположением парков, к достоинствам которых относится меньший пробег поездных локомотивов при следовании их от поездов на экипировку и обратно, меньшее число враждебных пересечений маршрутов организованного движения поездов.
На узловых участковых станциях должен быть обеспечен одновременный прием поездов со всех примыкающих направлений. Особенностью схем узловых станций является более сложная конструкция горловины со стороны примыкания дополнительной линии и устройство на подходах при больших размерах движения развязки главных путей в разных уровнях с сооружением путепроводов.
На ряде электрифицированных железных дорог в пунктах стыка различных систем тока устраивают станции стыкования этих систем. Обычно это участковые станции с небольшим числом перерабатываемых поездов. Для прохода электровозов переменного и постоянного пока по одним и тем же путям в контактной сети станции предусматривают переключаемые элементы, по которым в зависимости от по-требности проходит тот или иной ток. При приеме или отправлении поезда или подаче и уборке электровозов от поездов одновременно с установкой того или другого маршрута переключается и соогветст-вующая группа секций контактной сети на ту или другую систему
электрического тока.
Во избежание попадания электровоза на участок контактной сети несоответствующего тока маршруты в устройствах централизации управления стрелками и сигналами сблокированы с переключателями секций контактной сети.
При стыковании различных систем тока на станциях стремятся к сокращению длины участков путей и контактной сети, общих для обеих систем, так как это влияет на время их занятия при передвижении и, следовательно, на пропускную способность станции. В этом отношении наименьшая длина общих участков для разных систем тока будет на участковых станциях продольного типа, где достаточно оборудовать контактной сетью с двойным питанием центральную горловину станции и пути следования пассажирских поездов.
Работа участковой станции в значительной степени зависит от ее путевого развития, мощности и соответствия основных элементов заданной пропускной способности. Под пропускной способностью понимается наибольшее количество поездов, которое может быть пропущено через данную станцию за сутки по ограничивающему ее элементу (приемо-отправочные пути, станционные горловины, экипировочные устройства и др.).
Пропускная способность станции зависит от путевого развития, графика движения поездов на прилегающих к станции перегонах и от норм продолжительности отдельных операций по приему и отправлению поездов, т. е. от технологического процесса работы станции. Наиболее часто пропускная способность участковых станций ограничивается приемо-отправочными путями.