Для обслуживания пассажиров в больших городах и крупных промышленных центрах сооружаются отдельные, обособленные от грузового движения станции. Работа их состоит в обслуживании пассажиров и выполнении технических операций по подготовке к перевозкам и организации движения пассажирских поездов. Обслуживание пассажиров заключается в продаже билетов, приеме, хранении, выдаче багажа и ручной клади и др. В состав технических операций входит прием, отправление, ремонт, санитарная обработка и экипировка пассажирских поездов. Если объем технических операций большой, устраивают специальную техническую пассажирскую станцию. В остальных случаях операции по подготовке пассажирских составов к перевозке выполняют на путях технических парков при пассажирских станциях.
Пассажирские станции имеют следующие основные устройства: пути для приема, отправления и стоянки поездов, а также для стоянки вагонов служебных, почтовых, багажных и прямого сообщения; пассажирское здание (вокзал) со служебными помещениями; пассажирские платформы и переходы в одном и разных уровнях (тоннели, пешеходные мосты) для связи вокзала и привокзальной площади с перронными путями; помещения для приема, хранения и выдачи почты и багажа; устройства СЦБ и связи, контактной сети, освещения, водоснабжения и канализации.
В зависимости от основного назначения и характера работы различают пассажирские станции, обслуживающие дальнее и пригородное движение или только пригородное движение. По расположению перронных путей и вокзала пассажирские станции делятся на три типа: со сквозными перронными путями, с тупиковыми путями и комбинированные, на которых частично перронные пути сквозные, а частично — тупиковые.
На рис. 200 дана схема станции сквозного типа. Основная и промежуточные платформы соединены с вокзалом переходным тоннелем; перронные пути специализированы для приема дальних, местных и пригородных поездов, а тупиковые пути — для стоянки одиночных пассажирских вагонов. Станция имеет две горловины, к одной из которых примыкают соединительные пути к технической станции. Между главными путями расположен ходовой путь для смены локомотивов, подачи и уборки почтовых и багажных вагонов. Конструкция горловин обеспечивает необходимые параллельные передвижения по приему, отправлению поездов, подаче, уборке составов и локомотивов.
Дальние транзитные поезда одного направления, имеющие стоянку на станции, принимают на перронные пути, расположенные ближе к вокзалу, а другого направления — на крайние перронные пути. Местные поезда, оканчивающие свое обращение на станции, принимают на средние перронные пути. После высадки пассажиров, ухода локомотива в депо и отцепки почтового и багажного вагонов состав подают на техническую станцию для подготовки его к следующему рейсу. Местный или дальний поезд, начинающий свое обращение с данной станции, заблаговременно (за 30—45 мин) выставляют с технической станции на перронный путь, где осуществляют посадку пассажиров, прицепку багажного и почтового вагонов, поездного локомотива и отправление поезда.
Пригородные поезда прибывают на средние перронные пути и с них отправляются с тем, чтобы не загружать помещения вокзала и не создавать излишние пересечения маршрутов в горловинах. Для пропуска грузовых поездов через станцию предусматриваются специальные пути.
На рис. 201 представлена типовая схема технической пассажирской станции. Составы поездов с пассажирской станции по соединительному пути прибывают в парк приема I, где происходит технический, санитарный осмотр, очистка вагонов и при необходимости переформирование. Затем они проходят моечную машину 4 и переставляются в ремонтно-зкипировочное депо II для ремонта ходовых частей и внутреннего оборудования вагонов. Здесь же выполняют зарядку аккумуляторов, снабжение вагонов водой, влажную очистку, уборку вагонов, техническую и санитарную проверку их, снабжение вагонов-ресторанов. После этого составы выставляют в парк III, где они ожидают подачи на перронные пути под посадку пассажиров.
В населенных пунктах, находящихся в районе пригородных участков железных дорог, посадка и высадка пассажиров в отдельных случаях проводятся на специально устраиваемых на перегонах пассажирских посадочных платформах, оборудованных навесами или павильонами и помещением для кассы. В этих местах предусматриваются также переезды и переходы через железнодорожные пути. В пунктах оборота пригородных поездов сооружают зонные станции, предназначенные для стоянки составов и локомотивов в ожидании их отправления. Зонные станции для оборота электропоездов устраивают по схеме, приведенной на рис. 202.
Отдельные устройства пассажирских станций подвергаются аналитическому и графическому расчету, проверке их пропускной способности в периоды максимального движения пассажирских поездов.
Рис. 201. Схема технической пассажирской станции:
I — парк приема, II — вагонное ремонтно экипировочное депо; III — парк сформированных составов; IV — пути резерва вагонов, V — пути для ремонта вагонов; VI — пути стоянки вагонов-ресторанов; 1,2 — пункты технического обслуживания и контроля автотормозов; 3 — прачечная, 4 — вагономоечиая машина, 5 — мусоросжигательная печь; 6 — склад; 7 — гараж; 8 вагоноремонтные мастерские; 9 — дезинфекционный пункт
Рис. 202. Схема зонной станции
Пассажирские платформы должны обеспечивать удобную, быструю и безопасную посадку и высадку пассажиров. По отношению к вокзалу платформы могут быть боковые и промежуточные (островные). И те, и другие делятся на низкие— высотой 0,2 м от уровня верха головки рельса и высокие—1,1 м. Длина пассажирских платформ должна соответствовать наибольшей длине пассажирского состава. При этом на вновь сооружаемых станциях следует предусматривать возможность удлинения платформ до 500 м, а платформ, обеспечивающих только пригородное движение, — до 300 м.
Ширина платформ с учетом необходимого свободного прохода при расположении на платформе тоннельного павильона или схода пешеходного моста определяется в зависимости от числа поездов, одновременно стоящих у платформы; длины и наибольшей населенности поезда, а также нормы площади, приходящейся на одного человека (с учетом его багажа).
На участках движения поездов со скоростью более 120 км/ч пассажирские платформы на раздельных пунктах устраивают, как правило, с внешней стороны путей, предназначенных для безостановочного пропуска таких поездов. Ширина платформы должна обеспечить возможность безопасного нахождения на ней пассажиров (не менее 3 м от края платформы) во время пропуска скоростных поездов. Ширина этих платформ может быть увеличена до 6 м и более. В случае же размещения пассажирских платформ между путями для пропуска скоростных поездов ширина платформ принимается не менее 8 м. При высоких скоростях движения поездов переходы для пассажиров на станции устраивают в разных уровнях, как правило, тоннельного типа. Переходы в одном уровне ограждают и оборудуют специальной сигнализацией.
Число перронных путей на пассажирских станциях зависит от продолжительности занятия этих путей поездами и от среднего интервала между ними в часы максимального прибытия или отправления их со станции.
Число путей для обработки и стоянки составов на технической пассажирской станции определяют в зависимости от продолжительности нахождения составов под операциями в отдельных парках и ремонтно-экипировочном депо, а также от времени на переход составов с одной операции на другую.