Грузовыми называются станции, выполняющие массовую погрузку и выгрузку. Эти станции устраивают в крупных промышленных и населенных пунктах. В зависимости от назначения и характера выполняемой работы грузовые станции подразделяют на неспециализированные, служащие для погрузки и выгрузки всех видов грузов, и специализированные — для отдельных видов грузов. Последние сооружают в районах добычи ископаемых материалов и в крупных городах перед входом в промышленный район для обслуживания крупных комбинатов или непосредственно на предприятиях. Эти станции служат для погрузки или выгрузки какого-либо одного или родственных грузов, перевозимых в больших объемах, например угля, руды, минерально-строительных материалов и др.
Для перегрузки грузов из вагонов одной железнодорожной колеи в вагоны другой колеи устраивают перегрузочные станции. Они подразделяются на внутренние, предназначенные для перегрузки нз вагонов с нормальной колеи (1520 мм) в вагоны узкой колеи (1000 и 750 мм), и внешние, сооружаемые на государственных границах и служащие для перегрузки грузов с колеи 1520 мм на 1435 мм и обратно. К числу грузовых относятся также портовые станции.
Рис. 203, Схема грузовой станции:
I — пути приема поездов; II — пути сортировки, формирования и отправления иа линию III — пути сортировки вагонов, прибывших на станцию; IV— погрузочио-разгрузочные пути грузового двора, V — выставочные пути; VI — пути ремонта вагонов; VII — возможные примыкания подъездных путей; 1 — техническая контора; 2 — пункт текущего обслуживания вагонов; 3 — экипировка локомотивов; 4— вагонные весы; 5 — крытый грузовой склад для штучных грузов с вводом путей внутрь; 6 — контейнерная площадка, оборудованная мостовым краном; 7 —товарная контора; 8— площадка для тяжеловесных грузов и лесоматериалов; 9 — площадка для навалочных грузов с повышенным путем; 10— платформа для самоходных грузов; 11- платформа для перегрузки по прямому варианту «вагон—автомобиль»
Грузовые станции общего пользования располагаются на окраине города в пунктах, соединенных железной дорогой с сортировочной станцией и автомобильными дорогами с промышленными районами города. Эти станции выполняют операции, связанные:
с прибытием грузов — прием поездов — передача с сортировочной станции, технический и коммерческий осмотры вагонов, расформирование передач, подача вагонов по точкам выгрузки, выгрузка, хранение грузов, оформление перевозочных документов, выдача груза получателю, уборка вагонов с места выгрузки и их очистка;
с отправлением грузов — прием грузов от отправителя, оформление документов на перевозку грузов, хранение груза, погрузка в вагоны, уборка вагонов, формирование передач и отправление их на сортировочную станцию.
Кроме того, на грузовых станциях общего пользования могут производиться операции по сортировке мелких отправок, а также грузов для дальнейшего их следования в специальных раздаточных вагонах, взвешивание груженых вагонов, снабжение изотермических вагонов льдом, обмывка и дезинфекция вагонов, безотцепочный их ремонт, экипировка локомотивов и обслуживание подъездных путей предприятий. Для выполнения операций грузовые станции общего пользования имеют соответствующие устройства и сооружения.
Грузовая станция (рис. 203) состоит из двух частей: парка путей, предназначенных для приема, отправления и сортировки вагонов по точкам подачи, и грузового двора, где сосредоточены погрузочные пути, склады, площадки и механизмы.
При проектировании грузовых станций рассчитывают путевое развитие, площади и погрузочно-разгрузочные фронты складов, платформ, навалочных и контейнерных площадок. Число путей определяется в зависимости от размеров движения передач и от продолжительности занятия путей операциями, связанными с прибытием, отправлением, стоянкой, накоплением вагонов для подачи на грузовой двор или на сортировочную станцию.
После определения погрузочно-разгрузочного фронта железнодорожного пути производится проверка его со стороны подъезди автомобильного транспорта ввиду меньшей грузоподъемности и габаритов его, а также возможного несовпадения часов работы автотранспорта и грузового двора.
По расчетной площади и наибольшей длине погрузочно-разгрузочного фронта подбирают стандартную ширину складских устройств и затем определяют их число и размер.