Искусственные сооружения предназначены для пересечения железной дорогой водных преград, других железных и автодорог, глубоких ущелий, горных хребтов, застроенных городских территорий, а также для обеспечения безопасного перехода людей через пути и устойчивости земляного полотна в сложных условиях.
Для обеспечения стабильности земляного полотна, а соответственно и бесперебойности движения поездов вся вода, притекающая к трассе железной дороги с нагорной стороны, должна быть или пропущена через земляное полотно (без его повреждения), или же отведена от него в сторону, в пониженные места.
В общем случае выбор типа и отверстия малого водопропускного сооружения представляет собой технико-экономическую задачу, в результате решения которой должно быть выбрано такое сооружение, которое гарантирует надежный бесперебойный пропуск поездов при оптимальной экономической эффективности.
К искусственным сооружениям относят мосты, тоннели, трубы, подпорные стены, регуляционные сооружения, дюкеры, галереи, селе-спуски и др. При пересечении железной дорогой рек, каналов, ручьев, оврагов сооружаются мосты или трубы (рис. 30, 31). Разновидностями мостов являются путепроводы, виадуки, эстакады.
Рис. 30. Мост через р. Амур на БАМе
Рис. 31. Труба
Путепроводы (рис. 32) строят в местах пересечения железных и автомобильных дорог или двух железнодорожных линий. Они обеспечивают независимый и безопасный пропуск транспорта на пересечении дорог в разных уровнях.
Рис. 32. Путепровод
Виадуки (рис. 33) сооружают вместо высокой обычной насыпи при пересечении железной дорогой глубоких долин, оврагов и
ущелий.
Рис. 33. Виадук
Эстакады (рис. 34) устраивают взамен больших насыпей в городах, где они меньше стесняют улицы и не препятствуют проезду и
проходу под ними, а также на подходах к большим мостам через реки с широкими поймами разлива воды. При пересечении горных
хребтов вместо глубоких выемок сооружают тоннели (рис. 35).
Рис. 34. Эстакада
Рис. 35. Тоннель
Для безопасного перехода людей через железнодорожные пути на станциях и остановочных пунктах пригородных поездов предусматриваются пешеходные мосты или тоннели.
Для обеспечения устойчивости откосов земляного полотна на крутых косогорах, берегах рек и морей служат подпорные стены, а при подходах к большим мостам для защиты их опор от подмыва при паводках и повреждения льдом — регуляционные сооружения.
В горах в местах возможных обвалов сооружают специальные галереи (рис. 36), а в местах возможных грязекаменных (селевых) потоков — селеспуски.
Рис 36 Противообвальная галерея
Рис. 37. Продольный разрез дюкера
При необходимости пропуска через путь потока воды (водовода) устраивают дюкеры (рис. 37), представляющие собой два колодца, расположенных с обеих сторон железнодорожного пути, соединенных трубой.
Наиболее распространенными видами искусственных сооружений являются мосты и трубы (более 92%). Искусственные сооружения по протяженности составляют в среднем менее 1,5% общей длины пути, однако доля их в стоимости железной дороги равна почти 10%; поэтому их рассчитывают на длительный срок службы. Они должны быть простыми и дешевыми в эксплуатации и вместе с тем обеспечивать безопасное и бесперебойное движение поездов с наибольшими скоростями, установленными для данного участка.