!-- Архив -->






 
Станция Белгород - Расписание поездов » Железные дороги » Железнодорожный путь и путевое хозяйство » Балластный слой
 
 
Балластный слой
9372 просмотров   

 (голосов: 2)
 
Основным назначением балластного слоя является обеспечение устой­чивости шпал под воздействием вертикальных и горизонтальных сил, равномерное распределение нагрузки, воспринимаемой от шпал, на основную площадку земляного полотна, обеспечение упругости подрельсового основания и возможности выправки рельсо-шпальной ре­шетки в плане и профиле, отвод от нее поверхностных вод.
Балластный слой не должен задерживать на своей поверхности воду, предохранять основную площадку от переувлажнения. Мате­риал для балласта должен быть прочным, устойчивым под нагрузкой и атмосферными воздействиями, дешевым. Кроме того, он не должен дробиться при уплотнении, пылить при проходе поездов, размываться водой, прорастать травой. В качестве балласта используют сыпучие, хорошо дренирующие упругие материалы: щебень, гравий, песок, отходы асбеста, ракушечник. Лучшим материалом для балласта явля­ется щебень из естественного камня, валунов и гальки.
Путевой щебень, применяемый на железных дорогах СССР, выпускают двух основных фракций с размерами частиц от 25 до 60 мм и от 25 до 50 мм. Для балластировки станционных путей и строитель­ных целей стандартом предусмотрен также выпуск мелкого щебня фракции от 5 до 25 мм. Щебень хорошо пропускает воду, не смерзается в зимнее время, оказываете 1,5раза большее сопротивление продоль­ному сдвигу и допускает в 2 раза большее вертикальное давление по сравнению с песчаным балластом, превышает срок службы балласта из любого другого материала. Однако щебень быстрее загрязняется раз­личными сыпучими материалами — углем, торфом, рудой, просыпаю­щимися на путь при перевозках. Для предохранения щебия от за­грязнения грунтом при вдавливании в земляное полотно, а также для уменьшения расхода щебня его укладывают на песчаную подушку.
Гравийный и гравийно-песчаный балласт по­лучают в результате разработки естественно образовавшихся отложе­ний гравия и крупнозернистого песка. Такой балласт дешевле щебня, меньше загрязняется, но вместе с тем менее устойчив к нагрузкам, хуже пропускает воду и может смерзаться в зимнее время.
Асбестовый балласт представляет собой отходы асбестово­го производства в виде раздробленных горных пород с присутствием мелких свободных волокон асбеста. При достаточно высокой несущей способности, малой засоряемости, больших удобствах выправки пути асбестовый балласт имеет и недостатки — сильно пылит при высоких скоростях движения и недостаточно устойчив против размыва ливне­выми дождями.
Ракушка, как балласт, имеет местное значение и применяется толь­ко на малодеятельных линиях.
Балластный слой укладывается в путь в виде призмы, которая имеет откосы крутизной, как правило, 1 : 1,5 и верхнюю часть, ши­рина которой устанавливается техническими условиями. На рис. 49 приведен поперечный профиль балластной призмы из щебня с песча­ной подушкой для главных путей двухпутной линии. Основные разме­ры балластной призмы в зависимости от типа верхнего строения пути даны в табл. 9.
 
Таблица 9

 
Основные разме­ры балластной призмы в зависимости от типа верхнего строения пути
* Числитель —- для деревянных знаменатель — для железобетонных шпал
 
На линиях скоростного движения пассажирских поездов путь дол­жен укладываться на щебеночный балласт с размерами призмы не менее установленных для тяжелого типа верхнего строения пути, а при грузонапряженности свыше 50 млн. ткм/км в год ширина бал­ластной призмы дополнительно увеличивается еще на 20 см, а тол­щина — на 5 см.
 
Поперечный профиль балласт ной призмы для главных путей двух путной линии
 
Рис. 49. Поперечный профиль балласт ной призмы для главных путей двух путной линии: 1 — щебень; 2 — песок,

Наименьшая толщина балластного слоя под шпалами на приемо-отправочных путях станций принята 30 см, а на прочих станционных путях 25 см, В настоящее время все основные направления сети желез­ных дорог СССР имеют на главных путях щебеночный балласт. Для снижения затрат труда на устранение расстройств балластного слоя и повышения его стабильности применяют обработку щебня вяжущими полимерными материалами. Для уменьшения засорения балласта и снижения потерь грузов в пути запрещена погрузка сыпучих грузов в вагоны с неисправным полом и дверями, погрузка угля с «шапкой», которая сдувается ветром и осыпается на путь. В последние годы при­меняется обработка сыпучих грузов в вагонах после погрузки специ­альными растворами, образующими прочную пленку, препятствую­щую выдуванию груза,


Другие новости по теме:

  • Назначение, составные элементы и типы верхнего строения пути
  • Классификация и организация производства путевых работ
  • Основные элементы пути
  • Земляное полотно и его поперечные профили. Водоотводные устройства
  • Шпалы