Рельсовый путь представляет собой две непрерывные рельсовые нити, расположенные на определенном расстоянии друг от друга. Это обеспечивается за счет крепления рельсов к шпалам и отдельных рельсовых звеньев между собой. Рельсы к шпалам крепят с помощью промежуточных скреплений, которые должны обеспечивать надежную и достаточно упругую связь рельсов со шпалами, сохранять постоянство ширины колеи и необходимую подуклонку рельсов, не допускать продольного смещения и опрокидывания рельсов. При железобетонных шпалах они должны, кроме того, обеспечивать электрическую изоляцию рельсов и шпал.
Промежуточные скрепления бывают трех основных видов: нераздельные, смешанные и раздельные.
При нераздельном скреплении (рис 54, а) рельс и подкладки, на которые он опирается, крепятся к шпалам одними и теми же костылями или шурупами, а при смешанном скреплении (рис 54, б) подкладки, кроме того, крепятся к шпалам дополнительными костылями. Смешанное костыльное крепление с клинчатыми подкладками с уклоном 1:20 широко распространено на дорогах нашей страны. Его преимуществами являются простота конструкции, небольшая масса, сравнительная легкость зашивки, перешивки и разборки пути. Однако такое скрепление не гарантирует постоянства ширины колеи и способствует механическому износу шпал.
При раздельном скреплении (рис. 55) рельс крепится к подкладкам жесткими или упругими клеммами и клеммными болтами, а подкладки к шпалам —болтами или шурупами. Достоинствами раздельных скреплений являются возможность смены рельсов без снятия подкладок, большое сопротивление продольным усилиям, обеспечение постоянства ширины колеи. Поэтому постепенно переходят к нему, хотя оно несколько дороже и сложнее по конструкции. Кроме того, раздельное скрепление не требует дополнительного закрепления пути от угона и дает снижение эксплуатационных расходов по сравнению с другими видами скреплений».
Рис 54. Промежуточные костыльные скрепления для деревянных шпал:
а — нераздельное, б — смешанное; 1 — рельс; 2 — костыль, 3 — подкладка, 4 — шпала
Рис. 55. Раздельное скрепление КБ для железобетонных шпал:
1 — клеммный прижимной болт; 2 — клемма; 3 — изолирующая втулка; 4 — закладной болт 5 — анкерная шайба; 6 — прокладка; 7 — резиновая подкладка; 8— подкладка металлическая; 9 — плоская шайба; 10 — шайба пружинная двухвитковая
Соединение рельсовых звеньев между собой осуществляется с помощью стыковых скреплений, основными элементами которых являются накладки, болты с гайками и пружинные шайбы. Стыковые накладки предназначены для соединения рельсов и восприятия в стыке изгибающих и поперечных сил. Принятые в последнее время стандартные двухголовые накладки (рис. 56) изготовляют из высокопрочной стали и подвергают закалке. Болты, как и накладки, должны обладать высокой прочностью. Под их гайки для обеспечения постоянного натяжения под-кладывают квадратные пружинные шайбы.
В последнее время постепенно переходят на применение шести-дырных накладок вместо четырех-дырных.
По расположению относительно шпал различают стыки на весу, на шпалах и на сдвоенных шпалах. В качестве стандартных приняты
стыки на весу (см. рис 56), обеспечивающие большую упругость и удобство подбивки балласта под стыковые шпалы
Так как с изменением температуры длина рельсов меняется, между торцами рельсов в стыках оставляют зазор, наибольшая величина которого во избежание сильных ударов колес подвижного состава не должна превышать 21 мм. Каждой температуре рельсов соответствует определенный стыковой зазор.
Для возможности некоторого перемещения концов рельсов в стыках болтовые отверстия в рельсах делали овальными (больший диаметр вдоль рельса) или круглыми, но большего диаметра, чем болты. Вновь выпускаемые рельсы имеют круглые отверстия, что повышает прочность рельсов и упрощает технологию их изготовления.
На линиях с автоблокировкой на границах блок-участков устраивают изолирующие стыки с фибровыми или полиэтиленовыми прокладками и втулками (рис. 57). Для торцовых прокладок, имеющих очертания рельса, используют текстолит или трикоп. В последнее время начали применять клееболтовые стыки, в которых изолирующие прокладки и болты g болтовыми втулками склеиваются с концами рельсов эпоксидным клеем.
Рис. 57. Поперечный разрез изолирующего стыка
1 — прокладка боковая; 2 — накладка; 3 втулка; 4 — планка под болты; 5 — стопорная планка; 6 — прокладка стыковая
На линиях с электрической тягой и автоблокировкой для беспрепятственного прохождения через стык тока ставят специальные стыковые соединители, устройство которых будет рассмотрено в соответствующих разделах.