Под действием сил, которые создаются при движении поездов по рельсам и в особенности при торможении на затяжных спусках, может происходить продольное перемещение рельсов по шпалам или вместе со шпалами по балласту, называемое угоном пути. На двухпутных участках угон происходит по направлению движения, а на однопутных линиях угон бывает двусторонний.
Наилучшим способом предотвращения угона пути является применение щебеночного балласта и раздельных промежуточных скреплений, которые обеспечивают достаточное сопротивление продольному перемещению рельсов и не требуют дополнительных средств закрепления. При нераздельном и смешанном скреплениях для предотвращения угона пути применяют противоугоны самозаклинивающиеся или пружинные.
Самозаклинивающийся противоугон (рис. 58) состоит из скобы и клина с упором, который прижимается к шпале и при перемещении рельса заклинивается все сильнее.
Наиболее простым и надежным является пружинный противоугон (рис 59), представляющий собой пружинную скобу, защемляемую на подошве рельса и упирающуюся в шпалу. Такие противоугоны легче клиновых, состоят из одной детали, хорошо работают как на однопутных, так и на двухпутных линиях, уход за ними требует меньших затрат рабочей силы. Противоугоны устанавливают от 18 до 44 пар на 25-метровом звене.
Рис. 58. Самозаклинивающийся противоугон Рис. 59. Пружинный противоугон