С начала 50-х годов на железных дорогах все шире внедряется бесстыковой путь, при котором повышается срок службы рельсов примерно на 20%, шпал и балласта — на 10%, а затраты труда на текущее содержание пути снижаются на 20—30%. Кроме того, за счет устранения стыков существенно уменьшается износ колес подвижного состава и сопротивление движению поездов, что сокращает расход топлива или электроэнергии на тягу поездов. Резкое сокращение числа стыковых скреплений за счет сварки отдельных звеньев дает экономию металла до 1,8 т на каждый километр пути.
Длина сварных плетей на сети дорог России обычно принимается около 800 м1, что соответствует длине обращающихся поездов. Плети на перегон доставляют специальными поездами из платформ, оборудованных роликами. Между сварными плетями укладываются 2—4 пары уравнительных рельсов переменной длины (около 12,5 м) для сезонной регулировки длины плетей перед летними и зимними периодами. Сваривают рельсы электроконтактным способом на стационарных или передвижных контактно-сварочных машинах.
Бесстыковой путь имеет и существенный недостаток — невозможность изменения длины средней части плетей при колебаниях температуры, что приводит к возникновению в рельсах дополнительных продольных растягивающих или сжимающих сил, которые достигают 100—200 кН. В жаркую погоду эти силы могут привести к выбросу пути в сторону, а в сильный мороз — к срезу стыковых болтов или излому рельса. Поэтому бесстыковой путь обычно укладывают на железобетонных шпалах с раздельным скреплением и щебеночном балласте толщиной не менее 45 см. Балластную призму делают шире и тщательно уплотняют. Кроме того, периодически производят разрядку в рельсовых плетях температурных напряжений, для чего ослабляют скрепление рельсов со шпалами, начиная от кондов плети, и снимают уравнительные рельсы. Снятие напряжения в плетях сопровождается удлинением или укорочением их, после чего укладываются новые уравнительные рельсы длиннее или короче прежних.
Применение бесстыкового пути особенно эффективно на участках скоростного движения поездов, где к верхнему строению пути предъявляются повышенные требобания. При смешанном скреплении рельсы крепят на каждом конце шпалы пятью костылями. Путь надежно закрепляют от угона.
Особое внимание уделяется предотвращению и устранению волнообразного износа поверхности катания рельсов, который ликвидируют шлифовкой их специальными рельсошлифовальными поездами.