Для перехода подвижного состава с одного пути на другой служат устройства по соединению и пересечению путей, относящиеся к верхнему строению. Соединение путей между собой осуществляется стрелочными переводами, а пересечение путей — глухими пересечениями. С применением стрелочных переводов и глухих пересечений устраивают соединения путей, называемые стрелочными улицами и съездами.
В зависимости от назначения и условий соединения путей между собой стрелочные переводы подразделяют на одиночные, двойные и перекрестные.
Одиночные переводы делятся на обыкновенные, симметричные и несимметричные.
Обыкновенный стрелочный перевод (рис. 67) служит для соединения двух путей. Он может быть право-или левосторонним и применяется при отклонении бокового пути от прямого в ту или другую сторону. Этот вид переводов имеет наибольшее распространение. В состав стрелочного перевода входят: собственно стрелка, крестовина с контррельсами, соединительная часть между ними и переводные брусья.
Стрелка состоит из двух рамных рельсов, двух остряков, предназначенных для направления подвижного состава на прямой или бо« ковой путь, и переводного механизма.
Рис. 67. Обыкновенный стрелочный перевод:
1 — переводной механизм; 2, 4 — рамные рельсы; 3 — остряки; 5, 8 — контррельсы 6 — усовик; 7 — сердечник крестовины; 9 - переводные брусья
Рис. 68. Схема крестовины:
1 — усовики: 2 — желоба; 3 — сердечник 4 — хвост крестовины
Рис. 69. Симметричный стрелочный перевод:
1 — ось прямого пути; 2 — ось бокового пути
Рис. 70. Перекрестный перевод:
1 - тупая крестовина; 2 — остряки; 3 — крестовина
Остряки соединяются между собой поперечными стрелочными тягами, с помощью которых один из остряков плотно подводится к рамному рельсу, а другой отходит от другого рамного рельса на величину, необходимую для свободного прохода гребней колес. Величина отхода Зтого остряка от оси первой тяги называется шагом остряка.
Перевод остряков из одного положения в другое осуществляется специальными стрелочными приводами через одну из тяг; в пологих стрелочных переводах, остряки которых имеют значительную длину, — через две тяги. В приводе имеется устройство, запирающее остряки втом или ином положении и контролирующее их плотное прилегание к рамным рельсам. Тонкая часть остряка называется острием, а другой его конец — корнем. Корневое крепление обеспечивает поворот остряков в горизонтальной плоскости и соединение с примыкающими к ним рельсами.
Следующим элементом стрелочного перевода является крестовина, состоящая из сердечника и двух усовиков (рис. 68). Крестовина обеспечивает пересечение гребня колес рельсовых головок, а контррельсы направляют гребни колес в соответствующие желоба при проходе колесной пары по крестовиие. Точка пересечения продолжения рабочих граней сердечника крестовины называется математическим центром ее, а самое узкое место между усовиками — горлом крестовины. Угол а, образуемый рабочими гранями сердечника, называется углом крестовины.
Соединительная часть перевода, лежащая между стрелкой и крестовиной, состоит из прямого участка и переводной кривой. Радиус этой кривой зависит от угла крестовины: чем меньше угол, тем больше радиус. Переводы с меньшими углами крестовин допускают большие скорости движения поездов. Стрелочные переводы крепятся с помощью специальных башмаков, подкладок, шурупов и костылей к переводным брусьям или железобетонным плитам, которые укладываются на балластную призму.
Симметричный перевод (рис 69) имеет те же основные элементы, что и обыкновенный, но благодаря меньшей длине остряков, крестовины и переводной кривой позволяет значительно сократить длину соединения путей. Симметричные переводы применяются при разветвлении основного пути на два под одинаковым углом a/2 при укладке путей на станциях. Весьма редко применяются разносторонние несимметричные переводы, имеющие разные углы отклонения обоих путей от основного.
Двойной перевод разветвляет основной путь на три направления, Тадие переводы применяются в стесненных условиях.
Перекрестный перевод (рис. 70) дает возможность переходить подвижному составу с одного пути на другой в обоих направлениях. Перевод имеет восемь остряков и четыре крестовины — две острые и две тупые.