Бесперебойная работа железнодорожного транспорта в зимних уело виях в значительной степени зависит от надежной защиты путей от снега, а также от своевременной очистки их от снега во время снегопадов и метелей. Степень заносимости путей снегом, определяемая количеством снега в м3, приносимого к пути в наиболее неблагоприятную зиму на 1 м его протяжения, зависит от интенсивности и количества выпадающего снега, числа метелевых дней в году, скорости и направления ветра, а также от рельефа местности, плана и профиля пути.
Средства и способы защиты пути от снежных заносов определяются в зависимости от степени заносимости. Так, в особо сильнозаносимых местах при количестве снега, приносимого за зиму, более 600 м3/м пути могут предусматриваться полосные лесонасаждения по специальным проектам, два ряда заборов высотой до 6,2 м с расстоянием 80—-120 м между ними, заборы и щитовая линия, многорядные щитовые линии. Наиболее экономичным, долговечным и надежным видом защиты от снега являются естественные леса или защитные лесонасаждения, создаваемые на всем протяжении заносимых участков параллельно железнодорожным путям. Породы деревьев и кустарников подбираются с учетом рода почвы, климата, силы ветров. В местах, где лееонаеаждеНйй нет или где они не произрастают, а также в стесненных условиях (в черте населенных пунктов) путь ограждают от заносов постоянными деревянными или железобетонными заборами высотой от 4 до 7 и или переносными деревянными щитами размерами 2000X X1500 или 2000x2000 мм. Переносные щиты обычно переставляют несколько раз в течение зимы после того, как высота снежного вала достигает 2/3 высоты щита (рис. 87).
В период интенсивных снегопадов и метелей возникает необходимость в очистке от снега. Для этого на перегонах используют плуговые, таранные или роторные снегоочистители (рис. 88), а также путевые струги.
Снег со станций убирают снегоуборочными машинами системы Гавриченко, ЦУМЗ, СМ2, ЦНИИ, Балашенко и снегоуборочными поездами ПСЭА. На разъездах, обгонных пунктах и промежуточных станциях пути можно очищать снегоочистителями и стругами путем перевалки снега за крайний путь.
Для очистки от снега стрелочных переводов применяют специальные стационарные пневматические устройства для обдувки стрелок о дистанционным управлением. Применяются также электро-и газообогревательные устройства. Для обеспечения при снегопадах бесперебойного движения поездов и маневровой работы на крупных станциях и в узлах при подготовке к зиме разрабатываются графики движения снегоуборочных машин и сетевые графики уборки снега.
Рис. 87. Схема перестановки щитов на снежиый вал:
1 — шитовая линия, установленная осенью; 2 — третья перестановка, 3 — вторая перестановка; 4 — первая перестановка
Рис. 88. Электрический роторный снегоочиститель