Основными видами СЦБ на метрополитене являются автоблокировка, электрическая централизация стрелок и сигналов, диспетчерская централизация, сиетемы автоведения и АРС.
На метрополитенах применяются двухпутная односторонняя и однопутная двусторонняя системы автоблокировки с нормально горящими огнями. Светофоры, как и на железных дорогах, размещаются с правой стороны по направлению движения поезда.
Устанавливаемые у светофоров автостопы имеют путевые скобы, размещаемые с правой стороны пути.
Применяемая на метрополитенах система автоведения позволяет осуществить управление движением поездов из одного пункта без непосредственного участия машинистов, но под их контролем. Для этого применяют следующий комплекс: центральный пост автоведения, напольные устройства и поездное оборудование.
Центральный пост обеспечивает подачу команд отправления поездам со станций и прохода контрольных точек на перегонах по графику. При этом отклонение от него не должно превышать 5 с, а точность остановки поездов на станциях закрытого типа находится в пределах ±30 см.
Напольные устройства обеспечивают:
передачу сигналов управления поездом через путевые программы;
ликвидацию опоздания поезда за счет сокращения времени хода по перегонам и стоянок на станциях;
открытие дверей при остановке поезда в заданном месте и невозможность отправления его при открытых дверях на станциях закрытого типа;
увязку действия устройств системы автоведения с сигналами автоблокировки.
Поездное оборудование предназначается для приема сигналов с путевых программ и автоматического выполнения операций по управлению поездом (включение и выключение тяговых двигателей, торможение поезда, открытие и закрытие дверей вагона, смена сигнальных огней головы и хвоста поезда и др.).
Система автоматического регулирования скорости движения поездов обеспечивает: непрерывный контроль за соблюдением машинистом максимально допустимых скоростей и автоматическое торможение при превышении их; автоматическое торможение поезда (маневрового состава) до полной его Остановки перед занятым ил*и поврежденным участком пути и перед светофором с запрещающим показанием; сигнальные показания (например, допустимой скорости движения) на пульте в кабине управления.
Устройствами АРС оборудуют главные пути, соединительные ветви, пути для оборота Составов, а также подвижной состав, предназначенный для эксплуатации на этих путях. Системой АРС оснащены отдельные линии Московского, Ленинградского и Харьковского метрополитенов.
В метрополитенах в качестве основных сигнальных показаний светофоров (независимо от места установки и значения их) приняты:
один зеленый, разрешающий движение с установленной скоростью;
один желтый, разрешающий движение с готовностью остановиться; следующий сигнал закрыт;
один желтый и один зеленый огни, разрешающие движение с уменьшенной скоростью (не более 60 км/ч) и готовностью проследовать следующий светофор с желтым огнем со скоростью не более 35 км/ч,
два желтых огня, разрешающие проследовать светофор с уменьшенной скоростью (не более 40 км/ч); поезд следует с отклонением по стрелочному переводу;
один крйсный огонь, требующий остановки и запрещающий проезд сигнала.
На станциях закрытого типа для контроля за положением автоматических дверей в пассажирских залах и тоннелях на подходе к станции применяются следующие сигнальные показания:
молочно-белый огонь, указывающий, что двери станции закрыты, и разрешающий движение поезда с установленной скоростью;
синий огонь, указывающий, что двери станции открыты, и требующий сниждаия скорости на подходе к ней, а при необходимости принятия мер к немедленной остановке поезда.
Кроме того, в тоннеле у знака «Остановка первого вагона» устанавливается пульт дистанционного управления дверями станции со светофорной сигнализацией. При этом по зеленому огню на пульте машинисту разрешается закрыть двери поезда и станции, а по красному огню он обязан немедленно открыть их.
Ha всех линиях метрополитена должны быть следующие виды связи: поездная диспетчерская, электродиспетчерская, эскалаторная, санитарно-техническая, тоннельная, стрелочная, поездная радиосвязь, оперативная, местная и административно-хозяйственная. Кроме того, должна быть радиосвязь с восстановительными бригадами и дорожная связь оперативных совещаний.