Основой организации перевозок на линиях метрополитенов является график движения поездов, который координирует действия и опре деляет шда. эксплуатационной работы всех подразделений: станций, депо, тяговых подстанций, пунктов технического осмотра, дистанций пути, сигнализации и связи, эскалаторного хозяйства и др.
Четкая и бесперебойная работа метрополитена и безопасность движения обеспечиваются точным выполнением Правил технической эксплуатации, Инструкции по сигнализации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе, а также должностных инструкций, требований техники безопасности и Правил внутреннего трудового распорядка рабочих и служащих метрополитена.
В соответствии с ПТЭ метрополитенов организация и порядок использования технических средств станций с путевым развитием устанавливаются технико-распорядительным актом, который регламентирует прием, отправление поездов по станции и производство внутри-станционной работы. Ремонт оборудования и устройств в тоннелях метрополитена производится, как правило, в ночное время—в часы прекращения движения пассажирских поездов дюсле снятия напряжения с контактного рельса.
На метрополитенах применяется диспетчерская система руководства. Оперативное управление движением поездов осуществляет поездной диспетчер, устройствами энергоснабжения — электродиспетчер, эскалаторами—диспетчер эскалаторов
Рис. 243. Схема пересадочной станции башенного типа:
1 — платформа метрополитена, 2 — платформа железной дороги. 3 — объединенные павильоны метрополитена и железной дороги с кассам и перехода между платформами
Располагая соответствующими техническими средствами и связью, диспетчеры координируют работу штата и оборудования для обеспечения бесперебойного и четкого функционирования метрополитена.
Линии метрополитена взаимодействуют с пригородными участками железных дорог. При этом в местах пересечения строят станции пересадки башенного типа (рис. 243), а в местах подхода к железной дороге подземных участков метрополитена—пересадочные станции с раздельными или совмещенными пассажирскими платформами метрополитена и железной дороги (рис. 244 и 245). При одинаковых условиях строительства предпочтение отдают схеме станций с совмещенными (общими) платформами, обеспечивающей прямую пересадку для максимального потока пассажиров.
Рис. 245. Пересадочная станция с совмещенными пассажирскими платформами метрополитена и железной дороги
Рис. 244. Схема пересадочной станции с раздельными пассажирскими платформами метро» политена и железной дороги
На реальной пересадочной станции, показанной на рис. 245, помимо пассажирских платформ и тоннелей, предусмотрено также объединение в единый комплекс кассовых залов и служебно-технических помещений железной дороги и метрополитена.