Главным назначением устройств СЦБ является регулирование движения поездов на перегонах, обеспечение безопасности движения и необходимой пропускной способности.
На первых железных дорогах движение поездов осуществляли по такому принципу — один поезд от другого, следующего в том же направлении, отделяли промежутком времени. Между станциями не было средств связи для передачи сообщений об отправлении и прибытии поездов. При таком способе задержка поезда в пути создавала опасность наезда на него следующего поезда. В дальнейшем, в связи с ростом размеров движения, был принят принцип нахождения на перегоне единственного поезда. Это потребовало применения связи между станциями, ограничивающими данный перегон, для передачи сведений об отправлении и прибытии поездов, а в необходимых случаях и для согласования очередности пропуска поездов по перегону.
Основным средством сигнализации и связи при движении поездов в настоящее время является путевая автоматическая и полуавтоматическая блокировки. На отдельных участках может применяться автоматическая локомотивная сигнализация как самостоятельное средство сигнализации и связи.
На малодеятельных участках железных дорог и подъездных путях в качестве средств связи при движении поездов могут применяться электрожезловая система и телефон, но при этих средствах обеспечивается малая пропускная способность перегонов (16—20 пар поездов в сутки на однопутных перегонах), так как много времени затрачивается на доставку машинистам поездов письменных документов или жезлов, разрешающих занять перегон.
Применение путевой блокировки, особенно автоматической, дает возможность обеспечить высокую пропускную способность перегонов за счет деления их проходными сигналами на отдельные участки и движения поездов по принципу единственного поезда на каждом участке пути. Безопасность движения обеспечивается тем, что устройства путевой блокировки не допускают открытия сигнала для пропуска поезда до тех пор, пока участок пути, огражденный этим сигналом, занят другим поездом.
На станциях железнодорожных линий, оборудованных путевой блокировкой, устанавливают выходные светофоры, и поезд отправляется по открытому показанию сигнала без затраты времени на вручение машинисту особого разрешения. Благодаря этому сокращаются стоянки поездов, увеличивается безопасность движения и возрастает пропускная способность участков.
Наиболее совершенным средством регулирования движения поездов является автоматическая блокировка, которую дополняют автоматической локомотивной сигнализацией и автостопами. Кроме указанных, к устройствам для регулирования движения поездов по перегонам относятся автоматическая локомотивная сигнализация, устройства диспетчерского контроля и переездная автоматическая сигнализация с автошлагбаумами.