!-- Архив -->






 
Станция Белгород - Расписание поездов » Железные дороги » Организация железнодорожных перевозок

 
 


Перевозочный процесс включает в себя операции по перевозке и обслуживанию пассажиров, погрузке, выгрузке грузов и подаче для этого вагонов, уборке их и включению в поезд, продвижению по участку и др.
В основу организации перевозочного процесса и движения поездов на железных дорогах положены следующие важнейшие принципы: безусловное обеспечение безопасности движения; внедрение прогрес­сивной технологии, научная организация труда и управления во всех звеньях и четкое взаимодействие их на основе единого плана; высоко­производительное и экономичное использование технических средств; удобное обслуживание пассажиров; увязка в работе с другими видами транспорта. Осуществление этих принципов, составляющих сущность эксплуатационной работы, обеспечивает выполнение плана перевозок при минимальных затратах, быстроту перевозки пассажиров и гру­зов.
Методы эксплуатации железных дорог непрерывно совершенст-вуются. Основными из них являются научная организация вагоно-потоков путем тщательной разработки планов формирования, органи­зация движения поездов по графику, техническое нормирование, опе­ративное планирование и регулирование поездной и грузовой работы.

Читать дальше
 
 


Транспортирование грузов на железных дорогах осуществляется по государственному плану перевозок, который является со­ставной частью плана развития народного хозяйства.
Размеры и направление планируемых грузопотоков зависят от географического размещения районов производства и потребления, транспортно-экономических балансов промышленной и сельскохозяй­ственной продукции этих районов и межрайонного обмена. Транспортно-экономические балансы показывают соотношение между ресурсами и потребностями данного района в том или ином продукте и, следовательно» необходимые размеры ввоза и вывоза его.

Читать дальше
 
 


Грузовая и коммерческая работа на железнодорожном транспорте осу­ществляется на основе Устава железных дорог. Грузовая работа про­изводится на местах общего и необщего пользования. К местам об­щего пользования относятся грузовые дворы станций, где обычно кон­центрируются погрузочно-разгрузочные операции, и другие пункты погрузки-разгрузки, находящиеся в ведении железной дороги. К ме­стам необщего пользования относятся прирельсовые склады, площад­ки и другие пункты, находящиеся в ведении предприятий, организа­ций и учреждений.

Читать дальше
 
 


Ускорения трудоемких погрузочно-разгрузочных работ, удешев­ления их стоимости, уменьшения простоя вагонов и улучшения усло­вий труда добиваются применением комплексной механизации, при этом основные и вспомогательные операции выполняют машины и ме­ханизмы.
К простейшим приспособлениям и механизмам для перемещения грузов на складах относятся тележки (аккумуляторные — электро­кары и с двигателями внутреннего сгорания —автокары). Перемещение сыпучих, кусковых и легких штучных грузов в горизонтальном и на­клонном направлениях может быть осуществлено с помощью -конвейе­ров (транспортеров).

Читать дальше
 
 


Основная задача планирования и организации пассажирских перевозок состоит в удовлетворении потребностей населения в передвижении при высокой культуре их обслуживания на вокзалах и в поездах.
Планы пассажирских перевозок разрабатывают на перспективу и на год с разбивкой по кварталам.
В перспективных планах устанавливают объем перевозок в пасса-, жиро-километрах на основе анализа отчетности о выполненных пере­возках за прошедший период, данных о росте населения, развитии народного хозяйства, в том числе о строительстве новых городов и поселков, железных дорог, расширении сети курортов и домов отдыха и т. д.
Учитывают и такие факторы, как массовые организованные пере­возки пассажиров на выставки, а также туристов и учащихся, удель­ный вес междугородных и пригородных перевозок пассажиров дру­гими видами транспорта.

Читать дальше
 
 


Вагоны, отправляемые станциями и следующие по определенным на­правлениям, образуют вагонные потоки. Правильная организация этих потоков обеспечивает ускорение оборота вагона, наименьшую затрату маневровых средств, экономию эксплуатационных расходов.
Система организации и продвижения груженых и порожних вагоно-потоков в пункты назначения определяется планом формиро­вания поездов. Разрабатывается он на основе плана перевозок, который устанавливает корреспонденцию вагонопотоков между рай­онами погрузки и выгрузки. Данные об этой корреспонденции сводятся в косые таблицы, или, как их еще называют, «шахматки», наглядно показывающие число вагонов, проходящих через станции (рис. 218, табл. 22).
 
число вагонов, проходящих через станции

Таблица 22
 
число вагонов, проходящих через станции

Читать дальше
 
 


Поездом называется сформированный и сцепленный состав ва­гонов с одним или несколькими действующими локомотивами или мо­торными вагонами, имеющий установленные сигналы. Отправляемые на перегон локомотивы без вагонов, моторные вагоны, автомотрисы и дрезины несъемного типа рассматриваются как поезда.
По старшинству поезда делятся на внеочередные и очередные. К внеочередным относятся пожарные и восстановительные поезда, снегоочистители, одиночные локомотивы, автомотрисы и дрезины несъемного типа, назначаемые для восстановления нормаль­ного движения и тушения пожара.
Очередные поезда: пассажирские скорые, пассажирские всех остальных наименований, почтово-багажные, воинские, грузо­пассажирские, людские1, ускоренные грузовые, грузовые, хозяй­ственные поезда и локомотивы без вагонов.

Читать дальше
 
 


Организация движения поездов, операции по приему, отправлению и сквозному пропуску поездов на станциях осуществляются согласно ПТЭ, Инструкции по движению поездов и маневровой работе и Ин­струкции по сигнализации. ПТЭ устанавливают, что поезд находится в распоряжении машиниста ведущего локомотива (моторвагонного поезда). На станциях машинист и все остальные работники, обслу­живающие поезд, подчиняются указаниям дежурного по станции, а на станциях участков с диспетчерской централизацией — поездного диспетчера.
Прием поездов на станцию при всех средствах сигнализации и связи производится при разрешающем показании входного сигнала.
Приемом, отправлением и проследованием поездов на каждом раздельном пункте распоряжается только один работник — дежур­ный по станции. В связи с этим вей связь между станциями по вопро­сам регулирования движения поездов, а также управление приборами СЦБ на станциях осуществляются лично дежурным по станции или по его распоряжению подчиненными ему работниками — оператором, сигналистом или дежурным стрелочного поста. При диспетчерской централизации руководство движением поездов и управление стрел­ками и сигналами станций участка осуществляет дежурный поездной диспетчер.

Читать дальше
 
 


На железнодорожном транспорте движение поездов осуществляется по графику. График движения поездов выражает план всей эксплу­атационной работы железных дорог и является основой организации перевозок. Движение поездов строго по графику достигается точным выполнением технологического процесса работы станций, локомотив­ных и вагонных депо, тяговых подстанций, пунктов "технического об­служивания, дистанций пути и других подразделений железных дорог, связанных с движением поездов.
Объединяя и координируя работу этих подразделений, график движения дает возможность осуществить необходимое взаимодействие между ними; в этом —огромное организующее его значение.

Читать дальше
 
 


Графики движения  поездов классифицируют следующим образом:
В зависимости от скорости движения поездов они могут быть параллельные и непараллельные (нормальные). В параллельных графи­ках (рис 220, а) поезда каждого направления следуют с одинаковой скоростью, поэтому линии хода их параллельны между собой. В обыч­ных условиях эксплуатации движение происходит по нормальным графикам (рис. 220, б), так как пассажирские и грузовые поезда дви­гаются g разными скоростями.

Читать дальше
 
 


Для составления графика должны быть определены его основные эле­менты время хода поездов различных категорий по перегонам; про­должительность стоянки поездов на станциях для выполнения тех­нических, грузовых и пассажирских операций; станционные интер­валы; интервалы между поездами в пакете, время нахождения локомо­тивов на станциях локомотивного депо и в пунктах оборота.
Ниже рассматривается каждый из этих элементов.

Читать дальше
 
 


Для составления графика, кроме основных его элементов, рассмот­ренных выше, должны быть известны размеры движения пассажирских и грузовых поездов, нормы их массы и длины и другие данные. В це­лях взаимной увязки графиков движения МПС передает дорогам схемы движения пассажирских поездов и основные данные о пе­редаче грузовых поездов по пунктам перехода с одной дороги на другую.
При составлении графика прежде всего прокладывают линии хода пассажирских поездов, затем ускоренных грузовых, отправительских и ступенчатых маршрутов постоянного обращения и, наконец, всех остальных поездов.
Поезда, предназначенные для выполнения местной работы на участке, в том числе сборные, прокладывают по заранее составленной схеме с таким расчетом, чтобы простой местных вагонов на промежу­точных станциях был наименьшим.

Читать дальше
 
 


График движения характеризуется количественными и качествен­ными показателями. К количественным относятся: число грузовых и пассажирских поездов, нанесенных на график, размеры по­грузки и выгрузки, которые могут быть освоены при данном гра­фике, и др.
К основным качественным показателям графика относятся: техни­ческая, участковая и маршрутная скорости (отдельно для грузовых и пассажирских поездов),   коэффициент скорости, среднесуточный пробег локомотивов, средние простои транзитных поездов и локомоти вов на участковых станциях, средняя масса поезда.

Читать дальше
 
 


Пропускной способностью железнодорожной линии называется наи­большее число поездов или пар поездов установленной массы, ко­торое может быть пропущено в единицу времени (сутки, час) в зависимости от имеющихся постоянных технических средств, типа и мощности подвижного состава и принятых методов организации движения поездов (типа графика). Различают пропускную способ­ность наличную, т. е. ту, которой обладает линия в настоящее время, и потребную, необходимую для заданных размеров движения.
Возможные размеры грузовых перевозок (в млн. т), которые могут быть выполнены на данной линии в течение года, называются про­возной способностью ее. Провозная способность оп­ределяется в зависимости от количества локомотивов, вагонов и дру­гих переменных средств (топливо, электроэнергия) и обеспечен­ности кадрами (локомотивные бригады, дежурные по станции и др.).

Читать дальше
 
 


Выполнение плана перевозок пассажиров и грузов требует четкой организации управления движением поездов и необходимого взаимо­действия работников службы движения и других служб.
Система управления движением поездов включает техническое и оперативное планирование эксплуатационной работы, регулирование перевозок и перевозочных средств, оперативное руководство движе­нием поездов и анализ выполненной работы.
Для выполнения плана перевозок с наименьшими затратами не­обходимо обеспечить все подразделения железных дорог потребным количеством вагонов и локомотивов и установить наиболее прогрессив­ные нормы их использования. Этой цели служит техническое нормирование, которое заключается в разработке для дорор и отделений технических нормативов эксплуатационной работы: ко­личественных заданий, качественных показателей, норм рабочего парка вагонов и эксплуатируемого парка локомотивов.
К количественным заданиям относятся: размеры погрузки, вы­грузки, сдачи порожних вагонов из-под выгрузки (регулировочное задание)1; количество поездов и вагонов, передаваемых по стыковым пунктам, и др.; к качественным показателям —оборот и рейс вагона, коэффициент порожнего пробега, производительность локомотивов и вагонов, скорости движения поездов и др.

Читать дальше
 
 


Контроль за ходом выполнения планов перевозок и анализ исполь­зования технических средств, а также планирование, учет и оценка работы невозможны без системы показателей, определяющих объем и качество эксплуатационной работы. Эти показатели делятся на коли­чественные и качественные.
Количественные показатели характеризуют объем перевозочной работы. К ним относятся:
грузооборот, пассажирооборот, количество перевезенных пасса­жиров;
количество вагонов или тонн грузов, погруженных за сутки;
работа вагонного парка, определяемая для всей сети количеством вагонов, погруженных за сутки, а для дорог и отделений — суммой вагонов своей погрузки и принятых груженых вагонов от других до­рог и отделений.

Читать дальше
 
 


В последние годы на железнодорожном транспорте внедряется автоматизация процессов управления эксплуатационной работой с применением математических методов и электронно-вычислительной техники. К числу этих процессов относятся:
Управление перевозками в целом, т. е. планирование и опера­тивное регулирование эксплуатационной работы. Сюда входит раз­работка планов перевозок, схем нормальных направлений грузопо­токов, планов формирования и графиков движения поездов, анализ эксплуатационной работы, сменно-суточное планирование и регули­рование поездной и грузовой работы.

Читать дальше