Для составления графика должны быть определены его основные элементы время хода поездов различных категорий по перегонам; продолжительность стоянки поездов на станциях для выполнения технических, грузовых и пассажирских операций; станционные интервалы; интервалы между поездами в пакете, время нахождения локомотивов на станциях локомотивного депо и в пунктах оборота.
Ниже рассматривается каждый из этих элементов.
Время хода поезда определяется тяговыми расчетами и уточняется на основании опытных поездок и достижений передовых машинистов. Это время устанавливается отдельно для каждой категории пассажирских и грузовых поездов при движении по каждому перегону в четном и нечетном направлениях. В последние годы время хода поездов рассчитывают с помощью ЭВМ.
Продолжительность стоянки поездов под техническими, пассажирскими и грузовыми операциями зависит от категории поездов, типа станции и определяется технологическим процессом ее работы
Важным элементом графика являются станционные интервалы, т. е. минимальные промежутки времени, необходимые для выполнения операций на раздельных пунктах по приему, отправлению и пропуску поездов.
Рис. 225 Положение поездов на раздельных пунктах при скрещении
Интервалом скрещения tс называется минимальный промежуток времени между прибытием с однопутного перегона на раздельный пункт одного поезда до отправления на тот же перегон встречного поезда. Рассмотрим, из чего складывается интервал скрещения. Он включает затраты времени на: проверку прибытия поезда № 2108 в полном составе (рис. 225); приготовление маршрута отправляемому поезду (№ 2107) и доклады старших дежурных стрелочных постов о выполнении этой операции дежурному по станции; связь между станциями о движении поездов; открытие выходного сигнала или вручение машинисту разрешения (жезла, путевой телеграммы) на занятие перегона; дачу сигнала отправления и приведение поезда № 2107 в движение.
Интервалом неодновременного прибытия tнп называется минимальный промежуток времени между прибытием на раздельный пункт двух поездов противоположных направлений. Соблюдение этого интервала требуется как при пропуске одного из поездов сходу, так и при остановке обоих поездов на раздельном пункте.
Интервалом попутного следования tпс называется минимальный промежуток времени между прибытием на раздельный пункт одного поезда и отправлением с предыдущего раздельного пункта следующего поезда того же направления. Этот интервал определяется затратой времени на контроль прибытия или проследования первого поезда в полном составе через станцию, на связь между раздельными пунктами и на открытие выходного сигнала или выдачу разрешения на отправление второго поезда с предыдущей станции.
Интервалы неодновременного отправления и прибытия tоп и неодновременного прибытия и отправления поездов, следующих в том же направлении, tпо предусматриваются лишь в случае, когда ПТЭ запрещают производить эти операции одновременно по условиям профиля при подходе к станции с имеющимися на ней устройствами СЦБ и при отсутствии изоляции маршрутов отправляемого и принимаемого поездов.
Величина станционных интервалов определяется путем построения графика выполняемых операций исходя из максимального совмещения их и конкретных условий работы. Эта величина зависит в основном от средств сигнализации и связи на прилегающих перегонах, способа управления стрелками и сигналами, схемы раздельного пункта (длины горловины, количества стрелок, входящих в маршрут приема и отправления поездов, и др.), профиля подхода к раздельному пункту. Например, при автоблокировке и электрической централизации стрелок интервал скрещения составляет примерно 1 мин, интервал неодновременного прибытия 2 мин; при полуавтоматической блокировке и механической централизации — интервал скрещения 2 мин, интервал неодновременного прибытия до 4 мин и интервал попутного следования 2—3 мин.
Одним из элементов графика при автоблокировке является интервал между поездами в пакете I. Он определяется наименьшим промежутком времени, необходимым для безопасного следования по перегонам одного поезда вслед за другим и создания условий обеспечения нормальных скоростей движения поездов. По заданному интервалу I производится расстановка светофоров при проектировании автоблокировки на участках.
Однако при изменении условий эксплуатации (скорости движения, рода тяги, массы состава и т. п.) изменяется и величина I, Так, при современных видах тяги, особенно при электрической, благодаря высоким скоростям движения интервалы между поездами в пакете могут быть доведены до 8—6 мин, а на участках, прилегающих к крупным центрам, для пригородных поездов — до 3—4 мин.
Нормы продолжительности нахождения локомотивов на станциях локомотивного депо и в пунктах оборота зависят от того, заходит ли локомотив в депо или оборот его осуществляется непосредственно на приемо-отправочных путях. В первом случае продолжительность стоянки складывается из времени нахождения локомотива на пути прибытия, прохода на территорию депо, выполнения там технических операций, возвращения из депо на путь отправления и простоя у состава до отправления поезда. Во втором случае время нахождения локомотива на станции значительно уменьшится.
Рис. 226 Нормальная схема разграничения поездов в пакете при автоблокировке (езда на зеленый огонь)
Продолжительность операций с локомотивами устанавливается на основе хрономегражных наблюдений с учетом передовых приемов работы коллектива железнодорожной станции.