Выполнение плана перевозок пассажиров и грузов требует четкой организации управления движением поездов и необходимого взаимодействия работников службы движения и других служб.
Система управления движением поездов включает техническое и оперативное планирование эксплуатационной работы, регулирование перевозок и перевозочных средств, оперативное руководство движением поездов и анализ выполненной работы.
Для выполнения плана перевозок с наименьшими затратами необходимо обеспечить все подразделения железных дорог потребным количеством вагонов и локомотивов и установить наиболее прогрессивные нормы их использования. Этой цели служит техническое нормирование, которое заключается в разработке для дорор и отделений технических нормативов эксплуатационной работы: количественных заданий, качественных показателей, норм рабочего парка вагонов и эксплуатируемого парка локомотивов.
К количественным заданиям относятся: размеры погрузки, выгрузки, сдачи порожних вагонов из-под выгрузки (регулировочное задание)1; количество поездов и вагонов, передаваемых по стыковым пунктам, и др.; к качественным показателям —оборот и рейс вагона, коэффициент порожнего пробега, производительность локомотивов и вагонов, скорости движения поездов и др.
Технические нормативы эксплуатационной работы рассчитывают на каждый месяц на основе плана перевозок, действующих технологических процессов, графика движения и плана формирования поездов. Для дорог эти нормы разрабатывает Главное управление движения (совместно с другими главками МПС); для отделений—служба движения; для станций—отделения дорог.
Система оперативного планирования предусматривает установление на определенный период размеров грузового движения и необходимого для этого эксплуатируемого парка локомотивов, составление суточных, а по отделениям и станциям, кроме того, сменных планов поездной и грузовой работы. Размеры движения ію каждому участку на определенный период устанавливает служба движения; она же сообщает их заблаговременно производственным единицам.
Регулирование перевозок и перевозочных средств состоит в осуществлении мероприятий, направленных на устранение затруднений в продвижении вагонопотоков и отклонений от технических нормативов, на обеспечение устойчивой и ритмичной работы железных дорог, К этим мероприятиям относится перераспределение вагонного и локомотивного парков в соответствии с изменившимся объемом работы, регулирование погрузки по дням, направлениям и роду подвижного состава.
Оперативное руководство перевозочным процессом осуществляет диспетчерский аппарат, несущий сменное дежурство. На дорогах эту задачу выполняет распорядительный отдел службы движения, а в МПС по группам дорог — оперативно-распорядительные отделы Главного управления движения. Оперативной работой станций руководят дежурные по станции, а на крупных станциях — станционные и маневровые диспетчеры
В отделениях дорог движением поездов руководят поездные диспетчеры. Участки, которыми они ведают, называются диспетчерскими кругами. Границами этих кругов являются, как правило, участковые и сортировочные станции. Смену поездных диспетчеров возглавляет дежурный по отделению; он координирует действия поездных и локомотивных диспетчеров, а на электрифицированных участках — и энергодиспетчеров. Во время дежурства движением поездов на участке единолично руководит поездной диспетчер. Основная его задача — обеспечить движение поездов по графику, а в случае нарушения его — ввод опоздавших поездов в график С этой целью он применяет регулировочные меры. К ним относятся уменьшение продолжительности стоянки поездов на раздельных пунктах, отправление по неправильному пути на двухпутных участках, изменение порядка и пунктов скрещения и обгона поездов, организация безостановочного скрещения на раздельных пунктах и др.
Большое значение для совершенствования организации движения поездов и приведения в действие неиспользованных резервов имеет анализ эксплуатационной работы железнодорожной сети, дорог, отделений и станций. Этот анализ выявляет степень выполнения плановых норм и показателей, причины отклонения от них и позволяет наметить меры, необходимые для выполнения установленных норм и заданий.
Различают анализ оперативный и периодический. Оперативный заключается в разборе результатов работы за смену и сутки, а периодический за более длительный срок—пятидневку, декаду, месяц, год. В процессе анализа особое внимание уделяют вопросам безопасности движения и изучению передовых методов труда.
Необходимым условием правильного планирования и оперативного руководства поездной и грузовой работой является значение фактического положения на лтіии. Для этого диспетчер получает от станций и от машинистов локомотивов необходимые сведения о положении на станциях и перегонах участка. Кроме того, между отделениями существует регулярная информация о подходе поездов и вагонов и сложившейся обстановке на каждом стыковом пункте.