Контроль за ходом выполнения планов перевозок и анализ использования технических средств, а также планирование, учет и оценка работы невозможны без системы показателей, определяющих объем и качество эксплуатационной работы. Эти показатели делятся на количественные и качественные.
Количественные показатели характеризуют объем перевозочной работы. К ним относятся:
грузооборот, пассажирооборот, количество перевезенных пассажиров;
количество вагонов или тонн грузов, погруженных за сутки;
работа вагонного парка, определяемая для всей сети количеством вагонов, погруженных за сутки, а для дорог и отделений — суммой вагонов своей погрузки и принятых груженых вагонов от других дорог и отделений.
Так как эти вагоны могут быть или выгружены, или сданы гружеными, работа может быть определена как сумма выгруженных и сданных груженых вагонов.
Основными качественными показателями работы железных дорог и их подразделений являются:
выполнение плана перевозок, графика движения и плана формирования поездов;
техническая, участковая и маршрутная скорости движения поездов;
степень использования подвижного состава, характеризующаяся:
а) оборотом, бюджетом времени, среднесуточным пробегом и производительностью локомотивов;
б) оборотом и среднесуточным пробегом вагонов;
в) статической, динамической нагрузкой и производительностью грузовых вагонов.
Рассмотрим перечисленные выше показатели использования подвижного состава.
Оборот локомотива определяется продолжительностью обслуживания им одной пары поездов на участке обращения, т. е. временем с момента выдачи локомотива под поезд до момента выдачи его под следующий поезд.
Комплексным показателем использования локомотива является суточная производительность (в ткм брутто/локомотивы).
Универсальным показателем качества работы железных дорог и использования подвижного состава, отражающим уровень организации труда всех работников железных дорог и подъездных путей предприятий, является оборот вагона, т. е. время от одной погрузки до следующей погрузки в тот же вагон.
На рис. 229 представлены две схемы оборота вагона. На первой рассмотрен случай, когда выгрузка и последующая погрузка производятся на одной и той же станции, т. е. при сдвоенных грузовых операциях. Вторая схема соответствует случаю, когда станции погрузки и выгрузки не совпадают и имеет место груженый рейс
Рис. 229. Схемы оборота вагона:
1 — погрузка. 2 — уборка от пунктов погрузки-выгрузки, 3 — формирование, 4 — операции по отправлению. 5 — следование поезда по участку, 6 — обработка транзитного поезда на участковых и сортировочных станциях; 7 — операции по прибытию; 8 — расформирование; 9 — подача к пункту выгрузки. 10 — выгрузка. 11 — подача под погрузк