!-- Архив -->
|
|
|
Схема участковой станции продольного типа (рис. 194) характерна последовательным расположением при-емо-отправочных парков для нечетного и четного направлений движения поездов. Эти парки примыкают непосредственно к главным путям соответствующего направления движения, в связи с чем прием (или отправление) грузовых поездов всегда будет попутным, не вызывающим пересечения главного пути. В приведенной схеме приемо-отправочный парк для транзитных четных поездов П-О II непосредственно связан с приемо-отправочным парком нечетного направления П О I и с сортировочным парком С. Сортировочный парк обычно устраивают общим для обоих направлений движения, в связи с чем грузовые поезда четного направления, имеющие переработку на станции, принимаются на специально выделенные пути в приемо-отправочном нечетном парке. Технология обработки поездов на этой станции такая же, как и на станции поперечного типа. Принцип размещения основных элементов в схеме продольного и поперечного типа одинаков. Несколько отлична конструкция центральной горловины, связывающей оба приемо-отправочных парка с локомотивным хозяйством, сортировочным парком и вытяжным путем. Эта горловина должна обеспечивать одновременное отправление четных и нечетных грузовых поездов, смену локомотивов в обоих парках и маневровую работу на вытяжном пути. При значительных размерах грузового и пассажирского движения для уменьшения числа пересечений маршрутов иногда укладывают дополнительный главный путь I а в обход локомотивного хозяйства.
Рис. 194. Схема участковой станции продольного типа
|
|
|
Сортировочными являются станции, служащие для массового расформирования и формирования грузовых поездов. Здесь перерабатывают транзитные и местные вагонопотоки со сходящихся направлений и формируют поезда, идущие на большие расстояния без переработки на попутных станциях. Кроме того, на сортировочных станциях формируют участковые, сборные н передаточные поезда, следующие на грузовые станции.
Рис. 195. Схема односторонней сортировочной станции
|
|
|
На крупных станциях маневровая работа по расформированию и формированию поездов выполняется на горке. При этом формируют составы обычно одновременно с роспуском через горку, т. е. в процессе расформирования поездов. Горки на сортировочных станциях располагаются перед входом в сортировочный парк. Они представляют собой насыпь, на которой уложены один или два пути, с крутым спуском в сторону сортировочных путей. Горки подразделяют на механизированные и немеханизированные. Механизированные оборудуют специальными устройствами для торможения вагонов ( вагонными замедлителями) и электрической централизацией стрелок и сигналов или ГАЦ.
|
|
|
Для обслуживания пассажиров в больших городах и крупных промышленных центрах сооружаются отдельные, обособленные от грузового движения станции. Работа их состоит в обслуживании пассажиров и выполнении технических операций по подготовке к перевозкам и организации движения пассажирских поездов. Обслуживание пассажиров заключается в продаже билетов, приеме, хранении, выдаче багажа и ручной клади и др. В состав технических операций входит прием, отправление, ремонт, санитарная обработка и экипировка пассажирских поездов. Если объем технических операций большой, устраивают специальную техническую пассажирскую станцию. В остальных случаях операции по подготовке пассажирских составов к перевозке выполняют на путях технических парков при пассажирских станциях.
|
|
|
Грузовыми называются станции, выполняющие массовую погрузку и выгрузку. Эти станции устраивают в крупных промышленных и населенных пунктах. В зависимости от назначения и характера выполняемой работы грузовые станции подразделяют на неспециализированные, служащие для погрузки и выгрузки всех видов грузов, и специализированные — для отдельных видов грузов. Последние сооружают в районах добычи ископаемых материалов и в крупных городах перед входом в промышленный район для обслуживания крупных комбинатов или непосредственно на предприятиях. Эти станции служат для погрузки или выгрузки какого-либо одного или родственных грузов, перевозимых в больших объемах, например угля, руды, минерально-строительных материалов и др.
|
|
|
Железнодорожным узлом называется пункт примыкания нескольких железнодорожных линий, в котором имеются специализированные станции и другие раздельные пункты, связанные соединительными путями, обеспечивающими пропуск пассажирских и грузовых поездов с одной линии на другую. Границей узла служат входные сигналы предузловых раздельных пунктов. Железнодорожный узел в крупных населенных пунктах является частью транспортного узла, представляющего собой комплекс транспортных устройств в районе стыка различных видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок. В транспортный узел, помимо железных дорог, могут входить морской, речной порты, автомобильные дороги, сеть промышленного транспорта, аэропорты, сети трубопроводного транспорта и городской транспорт.
|
|
|
Железнодорожный транспорт является крупным потребителем материальных ресурсов, особенно топлива, металла, леса, строительных материалов, запасных частей и оборудования. На железнодорожном транспорте имеются следующие органы материально-технического снабжения: Главное управление материально-технического обеспечения (ЦХ) МПС, которое осуществляет планирование материальной потребности и планов снабжения хозяйств, организаций и железных дорог, организует снабжение всех хозяйственных подразделений материалами, оборудованием, запасными частями и изделиями, нормирует расход материальных ресурсов и др.; территориальные управления ГУМТО, обеспечивающие реализацию материальных фондов от поставщиков в районе своей деятельности, организацию комплектного и ритмичного снабжения предприятий, согласование с поставщиками характеристик и очередности поставок материалов и др. Территориальные управления, имеющие материальные склады, производят приемку, складирование, накопление и хранение оперативных запасов материальных ценностей;
базы ГУМТО, которые заключают с поставщиками договоры на поставку продукции и осуществляют через склады реализацию материальных фондов; в управлениях дорог и метрополитенов службы материально-технического обеспечения составляют заявки на материалы, оборудование и др. и организуют снабжение всех предприятий дорог и метрополитенов и работу складского хозяйства; в отделениях дорог соответствующие отделы материально-технического обеспечения совместно с линейными предприятиями определяют потребность в материалах и представляют заявки на них в службы дорог и другие планирующие организации, через свои склады обеспечивают бесперебойное и ритмичное снабжение предприятий материалами, запасными частями и изделиями и контролируют расход материальных ресурсов; главные материальные склады дорог, метрополитенов и материальные склады отделений дорог обеспечивают складскую реализацию материальных фондов, осуществляют приемку, накопление и хранение неснижаемых материальных запасов, выдачу и Доставку материальных ценностей предприятиям.
|
|
|
Организация снабжения включает в себя следующие стадии: выявление потребности в материалах и оборудовании; получение фондов на материалы и распределение их между потребителями; составление плана снабжения и заключение договоров g поставщиками; реализация выделенных фондов, организация заготовки материалов собственными силами, приобретение материалов непосредственно у торговых организаций; приемка и хранение материалов на складах железных дорог; отпуск и доставка материалов потребителям; учет, контроль и ревизию материальных запасов и складов; расчеты с поставщиками и потребителями.
|
|
|
Склады предназначены для хранения топлива, сырья, материалов оборудования и запасных частей. Склады бывают специализированные (для определенного материала) и универсальные. Различают склады материальные и топливные (нефтяные, угольные, дизельного топлива, дровяные и смешанные). Топливные склады снабжают топливом тепловозы, паровозы, водокачки, электростанции и другие объекты и располагаются на станциях, имеющих локомотивное депо. К материальным складам относятся: базы ГУМТО и отраслевых главных управлений МПС, главные склады дорог, склады отделений, предприятий и строительных организаций. Через материальные склады проходит примерно 80% всех материальных ценностей, поступающих для снабжения транспортных потребителей. Главный склад дороги подчинен службе материально-технического обеспечения, предназначен для хранения материалов, поступающих от предприятий-поставщиков и баз ГУМТО, и снабжения материальных складов линейных предприятий.
|
|
|
Доставка грузов материально-технического снабжения относится к хозяйственным перевозкам, связанным с обеспечением эксплуатационных и строительных нужд железной дороги. Органы материально-технического снабжения отгрузку материалов от поставщиков организуют по возможности так, чтобы они поступали получателям, минуя промежуточные склады. Такая доставка называется транзитной. Значительная часть продукции производственно-технического назначения поступает на материальные склады и оттуда небольшими партиями доставляется предприятиям.
|
|
|
Перевозочный процесс включает в себя операции по перевозке и обслуживанию пассажиров, погрузке, выгрузке грузов и подаче для этого вагонов, уборке их и включению в поезд, продвижению по участку и др. В основу организации перевозочного процесса и движения поездов на железных дорогах положены следующие важнейшие принципы: безусловное обеспечение безопасности движения; внедрение прогрессивной технологии, научная организация труда и управления во всех звеньях и четкое взаимодействие их на основе единого плана; высокопроизводительное и экономичное использование технических средств; удобное обслуживание пассажиров; увязка в работе с другими видами транспорта. Осуществление этих принципов, составляющих сущность эксплуатационной работы, обеспечивает выполнение плана перевозок при минимальных затратах, быстроту перевозки пассажиров и грузов. Методы эксплуатации железных дорог непрерывно совершенст-вуются. Основными из них являются научная организация вагоно-потоков путем тщательной разработки планов формирования, организация движения поездов по графику, техническое нормирование, оперативное планирование и регулирование поездной и грузовой работы.
|
|
|
Транспортирование грузов на железных дорогах осуществляется по государственному плану перевозок, который является составной частью плана развития народного хозяйства. Размеры и направление планируемых грузопотоков зависят от географического размещения районов производства и потребления, транспортно-экономических балансов промышленной и сельскохозяйственной продукции этих районов и межрайонного обмена. Транспортно-экономические балансы показывают соотношение между ресурсами и потребностями данного района в том или ином продукте и, следовательно» необходимые размеры ввоза и вывоза его.
|
|
|
Грузовая и коммерческая работа на железнодорожном транспорте осуществляется на основе Устава железных дорог. Грузовая работа производится на местах общего и необщего пользования. К местам общего пользования относятся грузовые дворы станций, где обычно концентрируются погрузочно-разгрузочные операции, и другие пункты погрузки-разгрузки, находящиеся в ведении железной дороги. К местам необщего пользования относятся прирельсовые склады, площадки и другие пункты, находящиеся в ведении предприятий, организаций и учреждений.
|
|
|
Ускорения трудоемких погрузочно-разгрузочных работ, удешевления их стоимости, уменьшения простоя вагонов и улучшения условий труда добиваются применением комплексной механизации, при этом основные и вспомогательные операции выполняют машины и механизмы. К простейшим приспособлениям и механизмам для перемещения грузов на складах относятся тележки (аккумуляторные — электрокары и с двигателями внутреннего сгорания —автокары). Перемещение сыпучих, кусковых и легких штучных грузов в горизонтальном и наклонном направлениях может быть осуществлено с помощью -конвейеров (транспортеров).
|
|
|
Основная задача планирования и организации пассажирских перевозок состоит в удовлетворении потребностей населения в передвижении при высокой культуре их обслуживания на вокзалах и в поездах. Планы пассажирских перевозок разрабатывают на перспективу и на год с разбивкой по кварталам. В перспективных планах устанавливают объем перевозок в пасса-, жиро-километрах на основе анализа отчетности о выполненных перевозках за прошедший период, данных о росте населения, развитии народного хозяйства, в том числе о строительстве новых городов и поселков, железных дорог, расширении сети курортов и домов отдыха и т. д. Учитывают и такие факторы, как массовые организованные перевозки пассажиров на выставки, а также туристов и учащихся, удельный вес междугородных и пригородных перевозок пассажиров другими видами транспорта.
|
|
|
Вагоны, отправляемые станциями и следующие по определенным направлениям, образуют вагонные потоки. Правильная организация этих потоков обеспечивает ускорение оборота вагона, наименьшую затрату маневровых средств, экономию эксплуатационных расходов. Система организации и продвижения груженых и порожних вагоно-потоков в пункты назначения определяется планом формирования поездов. Разрабатывается он на основе плана перевозок, который устанавливает корреспонденцию вагонопотоков между районами погрузки и выгрузки. Данные об этой корреспонденции сводятся в косые таблицы, или, как их еще называют, «шахматки», наглядно показывающие число вагонов, проходящих через станции (рис. 218, табл. 22).
Таблица 22
|
|
|
Поездом называется сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы. Отправляемые на перегон локомотивы без вагонов, моторные вагоны, автомотрисы и дрезины несъемного типа рассматриваются как поезда. По старшинству поезда делятся на внеочередные и очередные. К внеочередным относятся пожарные и восстановительные поезда, снегоочистители, одиночные локомотивы, автомотрисы и дрезины несъемного типа, назначаемые для восстановления нормального движения и тушения пожара. Очередные поезда: пассажирские скорые, пассажирские всех остальных наименований, почтово-багажные, воинские, грузопассажирские, людские1, ускоренные грузовые, грузовые, хозяйственные поезда и локомотивы без вагонов.
|
|
|
Организация движения поездов, операции по приему, отправлению и сквозному пропуску поездов на станциях осуществляются согласно ПТЭ, Инструкции по движению поездов и маневровой работе и Инструкции по сигнализации. ПТЭ устанавливают, что поезд находится в распоряжении машиниста ведущего локомотива (моторвагонного поезда). На станциях машинист и все остальные работники, обслуживающие поезд, подчиняются указаниям дежурного по станции, а на станциях участков с диспетчерской централизацией — поездного диспетчера. Прием поездов на станцию при всех средствах сигнализации и связи производится при разрешающем показании входного сигнала. Приемом, отправлением и проследованием поездов на каждом раздельном пункте распоряжается только один работник — дежурный по станции. В связи с этим вей связь между станциями по вопросам регулирования движения поездов, а также управление приборами СЦБ на станциях осуществляются лично дежурным по станции или по его распоряжению подчиненными ему работниками — оператором, сигналистом или дежурным стрелочного поста. При диспетчерской централизации руководство движением поездов и управление стрелками и сигналами станций участка осуществляет дежурный поездной диспетчер.
|
|
|
На железнодорожном транспорте движение поездов осуществляется по графику. График движения поездов выражает план всей эксплуатационной работы железных дорог и является основой организации перевозок. Движение поездов строго по графику достигается точным выполнением технологического процесса работы станций, локомотивных и вагонных депо, тяговых подстанций, пунктов "технического обслуживания, дистанций пути и других подразделений железных дорог, связанных с движением поездов. Объединяя и координируя работу этих подразделений, график движения дает возможность осуществить необходимое взаимодействие между ними; в этом —огромное организующее его значение.
|
|
|
Графики движения поездов классифицируют следующим образом: В зависимости от скорости движения поездов они могут быть параллельные и непараллельные (нормальные). В параллельных графиках (рис 220, а) поезда каждого направления следуют с одинаковой скоростью, поэтому линии хода их параллельны между собой. В обычных условиях эксплуатации движение происходит по нормальным графикам (рис. 220, б), так как пассажирские и грузовые поезда двигаются g разными скоростями.
|
|
|
|
|