В 1974 г. началось сооружение крупнейшей в мире Байкало-Амурской магистрали протяженностью 3147 км для освоения природных богатств Сибири и Дальнего Востока и ускорения развития производительных сил в этих районах (рис. 3). Трасса явится вторым железнодорожным выходом к Тихоокеанским портам с сокращением длины перевозок в эти районы на 400—500 км.
Реконструкция железных дорог и прежде всего их электрификация потребовали новых методов эксплуатации. Введение обслуживания поездов локомотивами на удлиненных участках обращения и сосредоточение руководства эксплуатацией локомотивов в службе движения позволили значительно повысить их производительность. Сейчас электровозы и тепловозы следуют на расстояния до 700—1000 км без отцепки от поездов, тогда как раньше локомотивы менялись через каждые 100—120 км. За последние годы на дорогах по примеру коллектива станции Люблино-Сортировочное развернулось движение за наиболее эффективное использование транспортных средств и повышение производительности труда.

Рис. 3. Схема Байкало-Амурской магистрали
Крупные работы выполнены по сооружению новых и развитию существующих метрополитенов. В настоящее время в нашей стране функционируют метрополитены в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Харькове, Ташкенте и Ереване. Общая протяженность их линий составляет свыше 340 км. Подземные магистрали перевозят более 10 млн, пассажиров в сутки.
В соответствии с решениями XXV съезда КПСС в десятой пятилетке транспорт получил дальнейшее развитие, улучшилась его техническая оснащенность. В перевозках грузов повысилась роль трубопроводного, морского и автомобильного транспорта, а в перевозках пассажиров — воздушного транспорта. Продолжалось строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Основной задачей транспорта в одиннадцатой пятилетке яв« ляется полное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, повышение эффективности и качества работы транспортной системы. В этих целях Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1981 —1985 годы и на период до 1990 года предусматривается: на железнодорожном транспорте в 1981 —1985 годах ввести в эксплуатацию не менее 5 тыс. километров вторых путей, электрифицировать свыше 6 тыс. километров и оборудовать автоматической блокировкой и диспетчерской централизацией более 15 тыс. километров железных дорог, построить не менее 3,6 тыс. километров новых железнодорожных линий. Открыть движение поездов на всем протяжении Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Укрепить ремонтную и строительную базу железнодорожного транспорта. Увеличить грузооборот железнодорожного транспорта на 14—15 процентов и пассажирооборот на 9 процентов, повысить производительность труда на 10—12 процентов.
На морском транспорте — увеличить грузооборот на 8—9 процентов. Увеличить грузооборот речного транспорта на 19—20 процентов.
Увеличить грузооборот автомобильного транспорта общего пользования в 1,3—1,4 раза и пассажирооборот автобусов общего пользования на 16—18 процентов.
На воздушном транспорте — увеличить пассажирооборот в 1,3 раза.
В условиях высокой грузонапряженности железных дорог большое значение приобретает наибольшее использование внутренних резервов, повышение уровня эксплуатационной работы, широкое распространение одобренного ЦК КПСС опыта трудового содружества коллективов моряков, железнодорожников, автомобилистов и речников Ленинградского транспортного узла, промышленных предприятий Челябинской области и Южно-Уральской дороги, транспортников Одессы и Электростали, а также опыт Московской дороги по увеличению массы и длины поездов.
В этих коллективах на основе единой технологии, четкой и согласованной работы достигнуто сокращение простоев вагонов под грузовыми операциями, ускорение доставки грузов, повышение производительности транспортных средств.