ГОСТом установлены габариты подвижного состава 1-Т и Т — для железных дорог СССР и габариты 0-Т, 01-Т, 02-Т и 03-Т — для подвижного состава, допускаемого к обращению как по железным дорогам СССР колеи 1520 (1524 мм), так и по железным дорогам зарубежных стран колеи 1435 мм.
Подвижной состав габарита 1-Т допускается к обращению по всем путям общей сети железных дорог СССР, подъездным путям и путям промышленных предприятий, а габарит Т—по путям общей сети железных дорог СССР, подъездным путям й путям промышленных предприятий, сооружения и устройства на которых отвечают требованиям габарита С (с очертанием поверху для неэлектрифи-цированных линий) и габарита Сп.
Основные данные о габаритах подвижного состава приведены в табл. 4.
На рис. 7 показаны основные очертания подвижного состава габарита Т.
Рис 7 Совмещенные габариты приближения строений и подвижного состава
Рис 8. Расстояния между осями путей на прямых участках перегона
совмещенного с габаритом приближения строений С. Пространство между этими габаритами, а также между подвижным составом, находящимся на смежных путях, необходимо для того, чтобы подвижной состав при поперечном смещении или наклоне его не мог задеть за какие-либо части сооружений и устройств. Смещение и наклон подвижного состава могут быть вызваны отклонениями в содержании пути, а также боковыми колебаниями подвижного состава на рессорах.
Расстояния между осями смежных путей определяются условиями обеспечения безопасности движения поездов, личной безопасности людей, находящихся на междупутьях (рис. 8). При этом учитываются соответствующие размеры габаритов подвижного состава и приближения строений. Согласно ПТЭ расстояния между осями путей (междупутья) на прямых участках должны быть не менее указанных ниже:
На перегонах двухпутных линий 4100 мм
На трехпутных и четырехпутных линиях между осями второго и третьего путей 5000 »
На станциях между осями смежных путей 4800 »
На путях второстепенных и грузовых дворов 4500 »
Расстояние между осями путей, предназначенных для непосредственной перегрузки грузов из вагонов в вагон, может быть допущено 3600 мм.
В кривых участках размеры междупутья, а также расстояния между осью пути и габаритом приближения строений зависят от радиуса кривой, скорости движения, месторасположения кривой (перегон или станция) и других факторов и устанавливаются по нормам, приведенным в Указаниях МПС по применению габаритов приближения строений.
Железные дороги принимают к перевозке и негабаритные грузы, которые, будучи погруженными на открытый подвижной состав, выходят за пределы габарита погрузки, установленного МПС (рис. 9).
Рис. 9. Совмещенные габариты приближения строений и погрузки:
1, 2, 3 — верхняя, боковая и нижняя негабаритности
Габаритом погрузки называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться ГРУ3 (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе при нахождении его на прямом горизонтальном пути.
Негабаритные грузы могут быть перевезены при соблюдении специальных условий предосторожности. Для проверки габаритности громоздких и легковесных грузов, погруженных на открытый подвижной состав, их пропускают через габаритные ворота, устанавливаемые в местах массовой погрузки. Габаритные ворота (рис. 10) представляют собой раму, внутри которой по очер.-танию габарита погрузки шарнирно укреплены планки. Если открытый подвижной состав с грузом пройдет ворота, не зацепляя планок, то габарит не нарушен. Изменение положения планки укажет место негабаритности.
Негабаритность может быть боковой, верхней и нижней, а также односторонней или двусторонней.
Негабаритность считается нижней, если груз выходит за габарит погрузки в пределах высоты до 1230 мм от верха головки рельса, боковой — на высоте от 1230 до 4000 мм и верхней — на высоте от 4000 до 5300 мм (см. рис 9).
Рис. 10. Габаритные ворота
В зависимости от размеров выхода за габарит различают пять степеней негабаритности грузов: 0, I, II, III и IV. При этом верхняя негабаритность может быть трех степеней — 0, II и III, а боковая — всех пяти степеней. Нижняя степеней не имеет и допускается в исключительных случаях о разрешения главных управлений движения и пути Министерства путей сообщения.
Установлены специальные условия перевозки грузов в зависимости от степени их негабаритности.
Для перевозки грузов с большой не-габаритностью в отдельных случаях приходится прекращать движение по соседнему пути двухпутного участка.
Поезда с негабаритными грузами на станциях пропускаются по специально выделенным путям. По мостам и в тоннелях они следуют с пониженной скоростью. В необходимых случаях принимаются другие меры по обеспечению безопасности движения этих поездов.