Строительство железной дороги включает комплекс различных по назначению, но взаимосвязанных строительных и монтажных работ, в результате которых создаются железнодорожные пути и сооружения, необходимые для обеспечения перевозочного процесса. В основе организации железнодорожного строительства лежат общие для строительной индустрии России принципы:
плановость, индустриальность, комплексная механизация и автоматизация производства, поточность строительства, специализация строительно-монтажных организаций, круглогодичность производства работ.Плановость строительства выражается в строгом подчинении деятельности строительных организаций заданиям государственного плана, которыми устанавливаются объемы и сроки выполнения работ, размеры выделяемых для этой цели ресурсов.
Индустриальность строительства заключается в изготовлении стандартных строительных деталей на заводах с последующей сборкой из этих деталей сооружений на строительной площадке.
Комплексная механизация предполагает выполнение всех подготовительных, основных, отделочно-планировочных и других видов строительно-монтажных работ комплектами специализированных машин и механизмов, подобранных по производительности с таким расчетом, чтобы обеспечить при выполнении всего комплекса работ наилучшие технико-экономические показатели, а автоматизация — вытеснение непосредственно труда человека и сведение его роли к управлению и контролю за ходом строительного процесса с помощью приборов. При этом обеспечивается повышение производительности труда и снижение стоимости строительства.
Поточность строительства заключается в делении фронта работ на отдельные участки, а всего процесса сооружения объекта — на отдельные работы, преимущественно равные и кратные по трудоемкости, а также по установлению целесообразной последовательности выполнения" отдельных работ по участкам специализированными подразделениями и перехода их с одного участка на другой. При этом исходят из максимального совмещения процессов во времени, соблюдения запланированного ритма и непрерывности работ.
Специализация строительных организаций означает подготовленность их к выполнению определенного вида строительных или монтажных работ, в специальной подготовке кадров и подборе средств механизации, что способствует повышению производительности труда и сокращению сроков строительства.
Строительство новых железных дорог, вторых путей, мостов, тоннелей и других транспортных сооружений ведет Министерство транспортного строительства СССР силами подчиненных ему строительных и монтажных организаций по договорам с заказчиками — управлениями железных дорог или Главным управлением капитального строительства МПС.
В составе Министерства транспортного строительства имеются территориальные и специализированные главные строительные управления (рис 17).
Главным строительным управлениям подчиняются соответствующие территориальные или специализированные тресты и создаваемые в отдельных случаях управления строительства на правах треста. Трест или управление, выполняющие строительство по договору, называется генеральным подрядчиком, а организации, выполняющие работы по договору с генподрядчиком, называются субподрядчиками.
Трестам подчиняются самостоятельные хозрасчетные организации: строительные управления, строительно-монтажные поезда, механизированные колонны, мостостроительные отряды и поезда и др.
При строительстве железной дороги каждому строительному управлению выделяется определенный участок работ. Этот участок в свою очередь делится на части длиной 10—20 км, находящиеся в ведении производителей работ-. Им подчиняются строительные мастера, руководящие бригадами рабочих.
Для выполнения строительных и монтажных работ по развитию отдельных хозяйств на эксплуатируемых железных дорогах в системе Министерства путей сообщения СССР имеются дорожные строительные тресты, объединяемые Главным управлением капитального
сі роительства МПС.
Строительство железной дороги можно разделить на два периода — подготовительный и основной.
Рис. 17. Примерная схема структуры управления транспортным строительством