Подготовка железной дороги к сдаче в эксплуатацию ведется в течение всего периода строительства. В подготовке можно выделить три Етапа: открытие рабочего движения поездов, временная эксплуатация отдельных участков или всей дороги и сдача дороги в эксплуатацию.
Рабочее движение открывается сразу же после укладки путевой решетки для перевозки материалов и конструкций верхнего строения пути, мостов, труб, линий СЦБ и связи, зданий и сооружений. При рабочем движении путь может быть еще не забалластирован или же уложен первый песчаный слой балласта. Земляное полотно должно быть к этому времени закончено в полном объеме, но в отдельных случаях допускается устройство временных обходов у крупных искусственных сооружений или укладка пути по пониженному против проектного профилю, а также перекрытие мостов временными пакетами. Особо важное значение имеет рабочее движение поездов в местах, где подвоз материалов и конструкций для строительства другим путем затруднен или невозможен без больших затрат. Скорость движения строительных поездов в период рабочего движения обычно не превышает 10 км/ч.
В период временной эксплуатации, помимо перевозки грузов для строительства железной дороги, осуществляются в небольших объемах и перевозки народнохозяйственных грузов и пассажиров. К этому времени земляное полотно с водоотводными устройствами и искусственные сооружения полностью заканчиваются, главный путь на всем протяжении уложен на песчаный балласт, на раздельных пунктах имеется достаточное путевое развитие и сооружены необходимые устройства и здания, вдоль пути установлены путевые знаки и необходимые сигналы, построены и оснащены соответствующими устройствами переезды. Скорость движения поездов в это время устанавливается в зависимости от общего состояния верхнего строения пути. Организацию перевозок и управление движением поездов в рассматриваемый период осуществляет отделение временной эксплуатации, организуемое при управлении строительства. В конце периода временной эксплуатации окончательно выправляют путь после обкатки и подготавливают дорогу к постоянной эксплуатации.
Дорогу в постоянную эксплуатацию принимает государственная комиссия, в которую входят представители закасчи-ка, генерального подрядчика, генерального проектировщика, государственного санитарного надзора, пожарного надзора, технической инспекции профсоюзов и профсоюзной организации заказчика.
Приемочная комиссия после ознакомления с документацией (утвержденные проекты и сметы, материалы геологических изысканий и др.) и детального осмотра всех сооружений на месте составляет акт приемки, в котором дается оценка качества выполненных работ, устанавливаются при обнаружении недоделок сроки и сметная стоимость их устранения.
Акт о приемке дороги в постоянную эксплуатацию и доклад комиссии представляются в Совет Министров СССР, и на основании ,его постановления приказом министра путей сообщения новая железная дорога включается в сеть действующих железных дорог СССР.