Электровозы и тепловозы обслуживаются бригадами в составе машиниста и его помощника, а на паровозах при угольном отоплении и кочегара.
По разрешению МПС моторвагонные поезда, поездные электровозы и тепловозы могут обслуживаться одним машинистом при наличии устройств автоматической остановки в случае внезапной потери машинистом способности вести поезд.
При электрической и тепловозной тяге одна локомотивная бригада может обслуживать несколько локомотивов или постоянно соединенных секций, управляемых из одной кабины.
В связи с оснащением железных дорог электровозами и тепловозами основным способом обслуживания поездных локомотивов стала сменная езда, при которой бригады не прикрепляются к определенным локомотивам. Лишь при вспомогательных видах движения (маневровая работа, передача составов с одной станции узла на другую к т. п.), а также для обслуживания паровозов прикрепляются две, три или четыре бригады.
Сменная езда позволила значительно сократить непроизводительные простои локомотивов, удлинить участки их обращения и вместе с тем улучшить условия труда и отдыха локомотивных бригад.
Время непрерывной работы локомотивных бригад не должно превышать 7—8 ч, и лишь в исключительных случаях допускается увеличение этой нормы до 12 ч. Если продолжительность работы в одном направлении не укладывается в указанную норму, бригаде предоставляется отдых в пункте оборота длительностью не менее половины времени предшествовавшей работы.
у Локомотивы при обслуживании поездов обращаются на участках различной протяженности.
Участки работы локомотивов между основными депо и пунктами оборота (оборотным депо) небольшой длины (100—140 км для грузового движения) сложились в условиях эксплуатации паровозов и получили название тяговых плеч. При этом локомотивы, приписанные к основному депо (рис. 124, а), следуют до участковых станций Б и В, являющихся пунктами оборота. На станцию А локомотив возвращается с поездом обратного направления. Здесь он отцепляется от состава и следует в депо для экипировки, технического обслуживания и смены локомотивных бригад, после чего подается на станцию к следующему составу.
Способ обслуживания поездов по такой схеме называется плечевой ездой. Основными недостатками ее являются частые отцепки локомотивов от поездов, потери времени из-за захода на территорию депо, дополнительное занятие горловин и путей станции передвижениями локомотивов.
Рис. 124 Схемы обслуживания поездов локомотивами при езде:
а — плечевой, б — кольцевой
Рис. 125. Схема кольцевой езды на удлиненном участке обращения локомотивов
Для уменьшения простоев локомотивов на станциях основных депо стали применять схему кольцевой езды (рис 124, б). В этом случае локомотивы проходят станцию основного депо без отцепки от составов, бригады меняются на станционных путях, а техническое обслуживание и экипировка локомотивов производятся в пунктах оборота. В основное депо локомотив заходит только для очередного периодического осмотра и ремонта. Однако и при этом локомотив следует по кольцу, охватывающему только два тяговых плеча, резервы улучшения его использования не полностью реализуются.
Тепловозная и особенно электрическая тяга в сочетании с обслуживанием локомотивов сменными бригадами позволила применить наиболее эффективную езду на удлиненных участках обращения локомотивов (рис. 125). В этом случае локомотивы следуют без отцепки от поезда по большому кольцу, охватывающему несколько участков работы бригад своей и других дорог.
На станции А расположено локомотивное депо, на станциях Б и В — пункты оборота, а на станциях Г и Д — пункты смены локомотивных бригад. Экипировка локомотивов и техническое обслуживание их происходят на станциях Б и В, а при необходимости — и на станциях смены бригад без отцепки локомотива от поезда.
Участки обращения бывают прямолинейными (см. рис. 125) и разветвленными (рис. 126). В последнем случае их называют зонами обращения локомотивов.
Рис. 126. Зона обращения локомотивов
Работа локомотивов на удлиненных участках обращения при сменной работе бригад является в настоящее время основным способом эксплуатации локомотивов. Протяжение участков обращения устанавливают исходя из норм времени работы локомотивов между техническими обслуживаниями и в зависимости от рода тяги, месторасположения станций формирования поездов, основных депо, наличия пунктов стыкования различных видов тяги и от других факторов. Работа локомотивов организуется по графику их оборота, который составляется на основе графика движения поездов с учетом условий труда и отдыха локомотивных бригад и установленного порядка технического обслуживания, экипировки и ремонта локомотивов.