Основное назначение вагонного хозяйства — обеспечение перевозки пассажиров и грузов, содержание вагонов в исправном состоянии, подготовка их к перевозкам, обслуживание пассажирских поездов и рефрижераторных вагонов в пути следования. Важнейшим требованием при этом является обеспечение безопасности движения.
Для бесперебойной эксплуатации вагонного парка и содержания его в исправном состоянии установлена система осмотра и ремонта вагонов, включающая текущий безотцепочный и отцепочный ремонт, техническое обслуживание, техническую ревизию и профилактический ремонт.
Деповской и заводской ремонты вагонов производят периодически в соответствии с установленными межремонтными сроками для каждого типа вагонов. Так, например, платформы и крытые вагоны поступают в деповской ремонт ежегодно, а в заводской ремонт — через 10 лет после постройки или предыдущего заводского ремонта. Цельнометаллические пассажирские вагоны направляются на заводской ремонт раз в 4 года, а на деповской ремонт — 1 раз в год.
К основным сооружениям и устройствам вагонного хозяйства, обеспечивающим исправное содержание вагонного парка, относятся: вагонные депо, пункты подготовки вагонов к перевозкам, пункты технического обслуживания, механизированные пункты текущего отце-почного ремонта, автоконтрольные пункты, вагоноколесные мастерские, контейнерные депо и мастерские, перестановочные пункты, пункты экипировки и технического обслуживания рефрижераторных вагонов, технические станции, резервы проводников и конторы, обслуживающие пассажирские поезда.
Вагоноремонтные заводы являются промышлен-ными предприятиями и предназначены для заводского ремонта ваго-нов, модернизации их, изготовления запасных частей и формирова-ния колесных пар.
Заводы, как правило, специализируются на ремонте одного типа вагонов Они размещаются с учетом обслуживания определенных рай-онов сети железных дорог и концентрации в этих районах преимущественного типа вагонов с тем, чтобы сократить время на пересылку их в ремонт.
Вагонные депо с соответствующими ремонтно-заготови-тельными цехами (рис. 160) относятся к линейным предприятиям вагонного хозяйства железных дорог и предназначены для деповского периодического и текущего отцепочного ремонтов вагонов, изготовления и ремонта запасных частей для пунктов технического обслуживания и безотцепочного ремонта вагонов в пределах прикрепленных к депо участков.
Вагонные депо подразделяются на грузовые, пассажирские и рефрижераторные. При небольшом объеме ремонта они могут быть смешанными (для пассажирских и грузовых вагонов).
Депо имеют следующие основные подсобно-заготовительные участки: сборочный, колесно-тележечный, механический, автосцепки и ав-тормозов, роликовых подшипников и букс, баббитозаливочный, малярный, кузнечно-рессорный, деревообрабатывающий, электросварки, электроучасток в пассажирских и рефрижераторных депо, ди-зельно-холодильный в рефрижераторных депо и некоторые отделения (кровельно-малярное, инструментальное, складских помещений, кон-цепропиточное для подготовки и регенерации подбивочно-смазочных материалов, для ремонта крышек люков и дверей полувагонов и др ).
Рис. 160. Схема размещения устройств вагоноремонтного депо:
1 — депо; 2 — мастерские; 3 — парк колесных пар; 4— деревообрабатывающий цех; 5 — склад леса; в — склад угля; 7 — конце-пропиточная и регенерационная
Проектирование и строительство новых и реконструкция существующих депо осуществляются с учетом максимальной механизации и автоматизации производственных процессов. В вагонном депо Московка Западно-Сибирской магистрали организован ремонт грузовых вагонов на поточно-конвейерных линиях. Весь ремонт, начиная с разборки и кончая сборкой и испытанием, выполняется с помощью механизмов. Метод новаторов Московки внедрен во многих вагонных депо.
В целях повышения производительности труда, сокращения простоя вагонов в ремонте, а также увеличения съема продукции с производственных площадей вагонные депо специализируются, как правило, для ремонта одного-двух типов вагонов. Новые депо для грузовых вагонов рассчитываются на ремонт 6—10 тыс. вагонов в год. Они располагаются в основном на сортировочных станциях и в пунктах массовой подготовки вагонов к перевозкам.
Депо для ремонта и содержания пассажирских вагонов размещаются в пунктах, где приписано не менее 1000 вагонов.
Пункты подготовки вагонов к перевозкам предназначаются для производства текущего ремонта и подготовки вагонов под перевозку грузов, с тем чтобы не допускать задержек поездов и отцепок вагонов в пути следования. Размещаются эти пункты, как правило, в местах массовой погрузки и выгрузки грузовр В зависимости от типа подготавливаемых вагонов различают пункты подготовки полувагонов и платформ, пункты комплексной подготовки крытых и изотермических вагонов, промывочно-пропарочные станции и пункты подготовки цистерн.
Пункты технического обслуживания (ПТО) вагонов размещаются на сортировочных и пассажирских станциях для выявления и устранения технических неисправностей вагонов в формируемых и транзитных поездах и обеспечения максимально возможных пробегов поездов без остановок.
Пункты контрольно-технического обслуживания вагонов организуются для выявления и устранения технических неисправностей вагонов, угрожающих безопасности движения, на участковых станциях, где производится смена локомотивов, и станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками.
Механизированные пункты текущего о т-цепочного ремонта вагонов располагаются на крупных сортировочных станциях, как правило, в подгорочных парках или в пунктах массовой погрузки и выгрузки вагонов.
Автоконтрольные пункты (АКП) предназначаются для ремонта и обслуживания автотормозов в поездах, а также для ремонта воздухораспределителей и другого автотормозного оборудования в специально оборудованных мастерских. Оборудуются они компрессорными установками и воздухосборниками и имеют воздухораз-водящую сеть в парках станции. АКП размещаются на сортировочных и крупных участковых станциях.
Вагоноколесные мастерские производят ремонт колесных пар в основном со сменой элементов (осей, колес) и размещаются в районах расположения вагонных депо.
Контейнерные депо и мастерские размещаются в районах концентрации контейнеров и предназначены для годового и капитального ремонта их.
Перестановочные пункты обеспечивают перестановку грузовых и пассажирских вагонов с колеи СССР на колею других стран. Здесь происходит смена тележек: вагоны поднимаются на домкратах, затем выкатываются тележки одной колеи и подкатываются тележки другой колеи. Для предупреждения схода тележек на перестановочных путях укладываются контррельсы. Размещаются эти пункты на пограничных станциях.
Пункты экипировки и технического обсл у-ж и в а н и я рефрижераторных вагонов служат для заправки рефрижераторных вагонов топливом, маслом, водой, соляным раствором, хладагентом (фреоном, аммиаком) и другими материалами.
В пунктах технического обслуживания производится периодический профилактический осмотр, регулировка аппаратуры и ремонт рефрижераторных вагонов.
Технические станции и пункты экипировки пассажирских вагонов предназначаются для экипировки и технического обслуживания их при подготовке в рейс (снабжение водой, топливом, постельными принадлежностями, продуктами, наружная и внутренняя уборка вагонов с обмывкой и санитарной обработкой). Технические станции и пункты экипировки располагаются в пунктах формирования пассажирских составов и приписки большого количества пассажирских вагонов. Технические станции имеют ремонтно-экипировочное депо с соответствующими устройствами для экипировки и текущего ремонта пассажирских вагонов.
Резервы проводников и конторы обслуживания с прачечными выполняют работу по обслуживанию пассажирских поездов и размещаются в пределах технических станций, готовящих пассажирские поезда в рейс.