Независимо от назначения каждая станция, кроме приема, отправления и пропуска поездов, выполняет в том или ином объеме маневровую работу. Она заключается в передвижении вагонов или локомотивов по станционным путям при расформировании и формировании поездов, отцепке или прицепке вагонов, расстановке или уборке их с фронтов погрузки и выгрузки.
Важнейшим требованием к производству маневровой работы на станциях являетсг обеспечение безопасности движения и сохранности подвижного состасг.. Маневровые передвижения подвижного состава с одного пути на другой с переменой направления движения называются маневровыми рейсами. Каждый из них состоит из двух полурейсов, т. е. из двух передвижений в одном и другом направлении.
Время полурейса зависит от мощности локомотива, профиля и плана пути, расстояния и скорости передвижения, массы маневрового состава, а также от способа производства маневров и опыта работы локомотивной и составительской бригад. Маневры могут выполняться осаживанием и толчками. В первом случае время полурейса складывается из времени разгона состава, следования его с постоянной скоростью и торможения при подходе к осаживаемой группе вагонов.
Рис 188 Схема маневров:
а — осаживанием, б— толчками
При этом вагоны подаются локомотивом на соответствующий путь, где их отцепляют (рис 188, а).
При маневрах толчками (рис. 188, б) локомотив сообщает вагонам запас кинетической энергии, достаточный для того, чтобы они сами переместились на соответствующие пути.
На многих станциях применяют более совершенные методы маневров толчками — так называемые серийные и многогруппные толчки. В первом случае несколькими последующими толчками, а во втором случае одним толчком маневровый локомотив приводит в движение предварительно расцепленные в составе группы вагонов, которые катятся затем с различными скоростями друг за другом на соответствующие пути с интервалами, достаточными для перевода стрелок,
В зависимости от назначения различают маневры: по расформированию, заключающиеся в расстановке вагонов по специализированным сортировочным путям, по формированию, состоящие в расста-ювке групп вагонов в составе поезда согласно плану формирования и требованиям ПТЭ, а также по прицепке и отцепке групп и отдельных вагонов от поездов, подаче и уборке вагонов на цути погрузки и выгрузки, перестановке составов, групп и одиночных вагонов из парка в парк, по осаживанию вагонов в сортировочном парке и др.