Для ремонта пути применяют высокопроизводительные путевые машины, обеспечивающие комплексную механизацию путевых работ. Для перевозки и механизированной разгрузки балласта с одновременной дозировкой и разравниванием его используют специальные вагоны — хопперы-дозаторы ЦНИИ-ДВЗ. Щебеночный балласт без снятия путевой решетки очищают самоходными щебнеочистительными машинами ЩОМ-Зу, ЩОМ-4, а также щебнеочистительными устройствами системы Драгавцева, устанавливаемыми на электробалластерах, которые, кроме того, обеспечивают подъемку путевой решетки, дозировку балласта, сдвижку пути и оправку балластной призмы (рис 84).
Рис. 84. Щебнеочистительное устройство Драгавцева на электробалластере
Уплотняют балласт при снятой путевой решетке уплотняющей машиной УМ (рис. 85).
Выправка продольного и поперечного профилей, рихтовка, подбивка и выправка пути осуществляются выправочно-подбивочно-отделочной машиной ВПО-3000 (рис. 86) производительностью 3000 пог.м/ч.
Укладку в путь рельсовых звеньев, а также разборку старого пути отдельными звеньями выполняют путеукладочными комплектами системы Платова. В их состав входят два путеукладочных крана УК25 для разборки и укладки звеньев путевой решетки, две моторные платформы для перетяжки пакетов путевой решетки и железнодорожные платформы, оборудованные роликами (см. рис. 18). Для электроконтактной сварки рельсов используют передвижные рельсосварочные установки, а также путевые рельсосварочные самоходные машины ПРСМЗ.
При выполнении работ по текущему содержанию и подъемочному ремонту пути широко применяют электрошпалоподбойки, электрические гаечные ключи, шуруповерты и костыльные молотки, а также рельсорезные, рельсосверлильные и рельсошлифовальные станки.
Рис, 85. Уплотняющая машина УМ
Работы по ремонту пути выполняют в соответствии с типовыми технологическими процессами, которые принимают за основу при планировании ремонтов в конкретных условиях. Ремонтные работы предусматриваются в «окна» продолжительностью от 2 до 8 ч, которая определяется исходя из минимума суммарных задержек поездов за ремонтный период. В целях снижения потерь пропускной способности ремонтные работы планируют одновременно на целых направлениях с концентрацией технических, материальных и трудовых ресурсов на каждом участке работ и окончанием их, как правило, до начала массовых перевозок. В последние годы внедряется диспетчерское руководство работами с использованием средств радиосвязи.
Рис. 86. Выправочно-подбивочно-отделочная машина ВПО-3000
При ремонте пути, сооружений и устройств должна обеспечиваться личная безопасность работающих, безопасность и график движения поездов. Все это возможно при тесном взаимодействии работников служб пути и движения, соблюдении ПТЭ, инструкций по сигнализации и обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, которыми предусматриваются ограждение мест работ соответствующими сигналами (остановки, снижения скорости или подачи свистка)., выдача предупреждений машинистам локомотивов о местах проведения работ и допустимой скорости их проследования, записи в специальном журнале у дежурных по станции о закрытии и открытии движения поездов по соответствующим путям или стрелочным переводам.
На линиях скоростного движения поездов действуют особые требования по организации путевых работ. Раньше, чем в обычных условиях, должны подаваться заявки на работы, так чтобы дежурный по станции выдачи предупреждений получил заявку не позже чем за 5 ч до начала действия предупреждения. При ограждении мест работ расстояния до ограждающих сигналов принимаются большими в соответствии с увеличением тормозного пути поездов. Путевые бригады снабжаются переносными телефонами и мегафонами для своевременного прекращения работ, отвода людей на безопасное расстояние, а также уборки съемных дрезин, тележек и инструмента.
Особой организации потребуют путевые работы на БАМе, так как будут связаны со значительным удалением ремонтных подразделений от мест работ, большой продолжительностью холодного времени года, ограниченными возможностями комплектования штата. В этих условиях особо важно максимально механизировать все работы.