!-- Архив -->
|
|
|
Метрополитен представляет собой внеуличную электрическую железную дорогу, предназначенную обычно для перевозки пассажиров. Он является наиболее удобным, безопасным и экономичным видом внутригородского транспорта. В комплекс сооружений, устройств и оборудования метрополитенов входят: искусственные сооружения, путь и путевое хозяйство, подвижной состав, станционное хозяйство, устройства сигнализации, централизации, блокировки и связи, устройства электроснабжения, эскалаторное хозяйство, еанитарно-технические устройства, восстановительные и противопожарные средства. Для обслуживания подвижного состава имеются заводы, электродепо и другие сооружения. Линии метрополитена подразделяются на подземные, наземные и надземные.
|
|
|
Принципы устройства и эксплуатации метрополитенов и железных дорог во многом аналогичны. В метрополитенах такая же ширина колеи: на существующих линиях — 1524 мм (на прямых участках пути и на кривых радиусом 200 м и более), а на вновь сооружаемых линиях — 1520 мм (на прямых участках и на кривых радиусом 400 м и более). На кривых радиусом меньше указанных колея уширяется на величину, зависящую от радиуса кривой. Кроме того, на кривых предусматривается возвышение наружного рельса над внутренним, которое зависит от радиуса кривой и расчетной скорости движения на ней и не должно превышать 120 мм. Как й на железных дорогах, работа метрополитенов выполняется в строгом соответствии с графиком движения поездов. Здесь также действуют общие для всех метрополитенов Правила технической эксплуатации метрополитенов, Инструкция но сигнализации, Инструкция по движению поездов и маневровой работе. Точное и неуклонное соблюдение ПТЭ и инструкций обеспечивает четкую и бесперебойную работу и безопасность движения на метрополитенах. Близка по своему характеру и структура управления метрополитенами и железными дорогами. Руководство метрополитенами страны осуществляет Главное управление метрополитенами МПС. Для руководства отдельными отраслями хозяйства в метрополитенах имеются службы: движения, подвижного состава, пути, сигнализации и связи, электроподстанций и сетей, тоннельных сооружений, сзнитарно-техническая, эскалаторная, материально-технического снабжения. В службах метрополитена имеются соответствующие дистанции (пути, сигнализации и связи и др.), а также энергоучастки.
|
|
|
Габариты метрополитенов
Безопасное следование поездов на линиях метрополитенов обеспечивается соблюдением установленных габаритов подвижного состава, приближения строений и оборудования ( рис. 236). Габарит подвижного состава, за пределы которого не должна выходить ни одна часть его, имеет ширину 2700 мм и высоту 3700 мм. Габарит приближения оборудования представляет собой предельное, поперечное, перпендикулярное оси пути очертание, внутрь которого не должны размещаться никакие части оборудования, за исключением устройств, непосредственно взаимодействующих с подвижным составом [контактный рельс, скоба путевой части автостопа, путевые программы (устройства) автоматического управления движением поездов].
|
|
|
На наземных и надземных линиях метрополитена, а также в местах расположения стрелочных переводов (для удобства ремонта) применяют пути на балластном основании. На подземных же линиях пути укладывают на бетонном основании, что позволяет содержать его в чистоте. Путевой бетон повышенной прочности (марки 150) помещают на горизонтальную поверхность подстилающего бетонного слоя марки 100. В бетонный слой втапливают шпалы с превышением над ним на 1 см. Поверхности бетонного слоя придают поперечный уклон величиной 3°/00 в сторону водоотводного лотка, устраиваемого в середине пути между рельсами шириной 0,7—0,9 м и глубиной 0,5—0,6 м от уровня головки рельсов. В метрополитенах применяют сосновые шпалы длиной 2,7 м на перегонах и 0,9 м на станциях. В последнем случае под каждый рельс кладется шпала. На 1 км главного пути укладывается на прямых участках в тоннелях 1680 и на наземных участках 1840 шпал, в кривых в тоннелях — 1840 шпал и на поверхности 2000 шпал. На главных путях применяют рельсы типов Р50 и Р65, на остальных путях — Р43.
|
|
|
Подвижной состав метрополитенов состоит из цельнометаллических моторных вагонов типов Г, Д, Е. На каждой оси моторного вагона устанавливают тяговый двигатель. Вагоны оборудованы токо-прдайниками для нижнего токосъема с контактного рельса, установленного слева от ходового рельса. Торможение в вагонах автоматическое. Они оборудуются пневматическим, электрическим и, кроме того, ручным тормозами. Все вагоны имеют одинаковую ширину 2,7 м, длину около 19 м, высоту от 3,65 до 3,7 м и одну и ту же максимальную вместимость — 270 чел. при 44 местах для сидения.
|
|
|
На рис. 242 дана схема электроснабжения метрополитенов. Трехфазный ток напряжением 6—10 кВ от электростанции по высоковольтной линии поступает на совмещенную тяговую и понизительную подстанции и оттуда после преобразования — к местам потребления.
Рис. 242. Схема электроснабжения: 1 — тяговая подстанция, 2 — выпрямитель (ртутный или кремниевый); 3 — кабелн, питающие контактный рельс, 4 — шины постоянного тока 825 В, 5 — обратный кабель от ходовых рельсов; б — трансформатор; 7 — шины высокого напряжения, 8 — кабель, 9 — электростанция, 10 — контактный рельс; 11 — ходовой рельс, 12 — дренажный лоток
|
|
|
Основными видами СЦБ на метрополитене являются автоблокировка, электрическая централизация стрелок и сигналов, диспетчерская централизация, сиетемы автоведения и АРС. На метрополитенах применяются двухпутная односторонняя и однопутная двусторонняя системы автоблокировки с нормально горящими огнями. Светофоры, как и на железных дорогах, размещаются с правой стороны по направлению движения поезда. Устанавливаемые у светофоров автостопы имеют путевые скобы, размещаемые с правой стороны пути.
|
|
|
Основой организации перевозок на линиях метрополитенов является график движения поездов, который координирует действия и опре деляет шда. эксплуатационной работы всех подразделений: станций, депо, тяговых подстанций, пунктов технического осмотра, дистанций пути, сигнализации и связи, эскалаторного хозяйства и др. Четкая и бесперебойная работа метрополитена и безопасность движения обеспечиваются точным выполнением Правил технической эксплуатации, Инструкции по сигнализации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе, а также должностных инструкций, требований техники безопасности и Правил внутреннего трудового распорядка рабочих и служащих метрополитена.
|
|
|
Пропускная способность линий метрополитена определяется максимальным количеством поездов, которое может быть пропущено за 1 ч. Учитывая, что это количество одинаково для обоих главных путей, можно рассчитать наличную пропускную способность (поездов/ч) линии для каждого направления по формуле Nчмах =60 / I мин где I мин — наименьший интервал между поездами, мин. Этот интервал зависит от системы автоблокировки, длины блок-участков, ходовых качеств и тормозных средств вагонов, продолжительности стоянок поездов на станциях и имеющихся устройств для оборота составов на конечных пунктах.
|
|
|
|
|