Подвижной состав метрополитенов состоит из цельнометаллических моторных вагонов типов Г, Д, Е. На каждой оси моторного вагона устанавливают тяговый двигатель. Вагоны оборудованы токо-прдайниками для нижнего токосъема с контактного рельса, установленного слева от ходового рельса. Торможение в вагонах автоматическое. Они оборудуются пневматическим, электрическим и, кроме того, ручным тормозами. Все вагоны имеют одинаковую ширину 2,7 м, длину около 19 м, высоту от 3,65 до 3,7 м и одну и ту же максимальную вместимость — 270 чел. при 44 местах для сидения.
Характеристика вагонов, эксплуатируемых на метрополитенах, дана в табл. 23.
Таблица 23
Как видно из табл. 23, вагоны метрополитена разных типов отличаются между собой в основном массой и скоростью движения. Тип вагона Е имеет несколько модификаций (Е, Ем, Еж, Ежз и др.), различающихся главным образом электрическим оборудованием.
В последние годы выпускали вагоны типа Ежз двух видов: головные и промежуточные с кабинами управления. Головные имеют дополнительное оборудование: устройства автоматического и резервного управления поездом, систему автоматического регулирования скорости его движения АРС, радиостанцию для связи с диспетчером и др.
На Московском метрополитене ведутся испытания опытных вагонов типа И с меньшей массой и более высокой скоростью по сравнению с существующими. В 1978 г. выпущены вагоны новой модификации типа Е — головные с кабинами управления и промежуточные без таких кабин (для увеличения вместимости). Эти вагоны оборудованы комплексной системой автоматики — автоведением и системой A PC, Во вновь строящихся вагонах повышена мощность двигателя, скорость движения доведена до 100 км/ч. В салонах применяют пластик теплых тонов, люминесцентное освещение, принудительную вентиляцию. Использование алюминиевых сплавов для несущих конструкций и полимерных материалов для внутренней отделки позволяет уменьшить массу вагона до 25—26 т.
Вагоны метрополитена оборудуют автосцепкой и устройствами электропневматического управления дверями поезда из любой кабины, а также кранами выключения пневматического управления дверями для возможности открытия их вручную. Во всех вагонах предусмотрены устройства громкоговорящего оповещения, а в головных и хвостовых вагонах, кроме того, — устройства радиосвязи с поездным диспетчером.