Стрелочные переводы различаются типом рельсов, а также конструкцией остряков и величинами углов, образуемых в крестовинах пересекающимися рельсовыми нитями. Остряки могут быть прямолинейные и криволинейные. Последние образуют меньший угол с рамным рельсом, что облегчает вписывание подвижного состава в переводную кривую.
В зависимости от назначения в путь укладываются стрелочные переводы с марками крестовин, указанными в табл. 11.
Таблица 11
* При проходе пассажирских поездов по прямому пути допускается укладка переводов c маркой крестовины 1/9
На железных дорогах все шире применяется стрелочный перевод марки 1/11 усиленной конструкции с гибкими остряками и с литой крестовиной, допускающий движение поездов по прямому пути со скоростью до 160 км/ч.
Существующие переводы пологих марок 1/18 и 1/22 (рис 71) применяют на маршрутах следования поездов при отклонении их с главного пути на боковое направление. При этом с юр ость движения по боковому пути составляет соответственно 80 и 120 км/ч.
На линии Москва—Ленинград используют стрелочные переводы типа Р65 марки 1/11, предназначенные для движения пассажирских поездов по прямому пути со скоростью 200 км/ч. Конструктивной особенностью этого перевода является наличие крестовины, имеющей гибкий подвижной сердечник. В рабочих положениях сердечник плотно прилегает к соответствующей боковой грани усовика крестовины, элагодаря чему образуется непрерывная поверхность катания для более подвижного состава (рис 72).
Рис. 71. Стрелочный перевод типа Р65 марки 1/22
Рис. 72. Крестовина с подвижным сердечником Рис. 73. Геометрические элементы стрелочного перевода
Прн проектировании и укладке соединений путей необходимо знать основные размеры геометрических элементов стрелочного перевода, определяемые расчетом.
Выше мы изображали стрелочные переводы и железнодорожный путь двумя линиями, представляющими собой две нити рельсов. Однако для удобства изображения и чтения схем и планов железнодорожных путей на чертеж наносят лишь оси путей, съездов, глухих пересечений, стрелочных улиц и центры стрелочных переводов. Этот способ удобен также тем, что разбивку путей и переводов для укладки нх на станциях производят по осям путей, откладывая в натуре размеры геометрических элементов переводов, состоящих в этом случае из прямых отрезков.
Таким образом, как это видно на рис. 73, обыкновенный стрелочный перевод будет представлять в осях путей изображение в виде двух линий, расходящихся от центра перевода под углом крестовины а.
Для вычерчивания стрелочных переводов в осях путей необходимо знать угол а и расстояния АО = а — от начала рамных рельсов до центра перевода и ОЕ = Ь— от центра стрелочного перевода до корня крестовины.
Основные размеры стрелочных переводов в зависимости от марки крестовины и типа рельсов даны в табл. 12.
Нанесение на чертеж стрелочного перевода производят следующим образом: от центра перевода по оси прямого пути откладывают в принятом масштабе число единиц, соответствующее знаменателю марки крестовины, а в конце этого размера перпендикулярно оси пути откладывают единицу (числитель марки крестовины) в том же масштабе; после этого полученную точку соединяют с центром перевода. Для сокращения длины путей, занимаемой стрелочными соединениями, удобства обслуживания стрелок их стремятся располагать компактно.
рис. 74
Возможные схемы взаимного расположения стрелочных переводов показаны на рис. 74. Там же приведены формулы для расчета расстояний между центрами стрелочных переводов l. Величина прямой вставки f между переводами по схемам 1, 2, и 3 определяется по условиям вписывания подвижного состава и в зависимости от скорости, назначения пути и располагаемого пространства.
Эта величина составляет от 4,5 до 25 м.