Для руководства движением поездов и работой линейных подразделений железные дороги оборудованы различными видами связи: телефонной, телеграфной и радиосвязью. Телефонная связь осуществляется только по двум проводам, а телеграфная — по однопроводным цепям с использованием земли в качестве обратного провода. К беспроводной связи относится радио- и радиорелейная связь, при которой телефонирование и телеграфирование осуществляется с помощью радиоволн. На всех участках должна быть поездная диспетчерская, поездная межстанционная, постанционная, линейно-путевая, стрелочная связь и поездная радиосвязь. Кроме того, на дорогах должны быть магистральная, дорожная, дорожная распорядительная, пассажирская, информационная, для передачи данных в вычислительный центр, местная и другие виды связи для руководства движением поездов, продажей билетов и работой линейных подразделений. На участках с интенсивным движением поездов, оборудованных автоблокировкой, и на всех электрифицированных участках должна быть энергодиспетчерская связь.
Участки с интенсивным движением поездов, оборудованные автоблокировкой, и участки с кабельными линиями связи должны иметь перегонную телефонную связь, а также служебную связь электромехаников СЦБ и связи. Рассмотрим назначение видов связи:
местная связь для служебных переговоров работников различных служб, находящихся в одном пункте;
постанционная — для связи работников станции участка между собой. Ее организуют в пределах одного участка с выходом через коммутатор в дорожную связь для переговоров с отделением и управлением дороги;
дорожная (телефонная и телеграфная) — для связи работников управления дороги с отделениями дорог и крупными станциями, а также последних между собой;
магистральная (телефонная и телеграфная) — для связи Министерства путей сообщения с управлениями железных дорог и дорог между собой;
поездная диспетчерская — для служебных переговоров поездного диспетчера с дежурными по станциям своего участку. Кроме дежурных по станциям, маневровых диспетчеров и операторов, в эту связь включены дежурные по локомотивным депо, подменным пунктам, тяговым подстанциям, а также энергодиспетчеры и локомотивные диспетчеры, дежурные инженеры дистанций сигнализации и связи. При диспетчерской централизации, когда на промежуточных станциях нет дежурных по станции, разрешается включение в поездную диспетчерскую связь телефонов, установленных в квартирах начальников станций, электромехаников и электромонтеров СЦБ и связи . Такие телефоны включают поездной диспетчер специальным прибором и только на время переговоров;
поездная межстанционная (телефонная или телеграфная)— для служебных переговоров дежурных смежных станций по вопросам движения поездов;
перегонная — для служебных телефонных переговоров руководителей путевых работ, электромехаников СЦБ и контактной сети, находящихся на перегоне, с дежурными по станциям, ограничивающим данный перегон. Этой связью пользуются и бригады поездов, остановившихся на перегоне. На электрифицированных участках и линиях с интенсивным движением, оборудованных автоблокировкой, телефонные аппараты установлены у проходных светофордв;
линейно - путевая (телефонная) — для переговоров работников дистанции пути по вопросам содержания и ремонта устройств и сооружений. В нее включены телефонные аппараты начальника дистанции, мастеров, бригадиров пути и др.;
энергодиспетчерская (телефонная) — для служебных переговоров энергодиспетчера с тяговыми подстанциями, дистанциями контактной сети и постами секционирования;
стрелочная (телефонная) — для служебных переговоров дежурного по станции со стрелочными постами и исполнительными постами централизации;
диспетчерская внутристанционная (телефонная) — для служебных переговоров маневрового диспетчера со станционными работниками-;
связь электромехаников (телефонная) — для переговоров работников дистанций сигнализации и связи с линейными электромеханиками на участках с диспетчерской централизацией, автоблокировкой и интенсивным движением поездов;
вагонораспорядительная диспетчерская связь (телефонная) — для переговоров диспетчера вагоно-распорядителя с техническими конторами, дежурными по станциям, маневровыми диспетчерами и железнодорожными цехами предприятий;
дорожная распорядительная (телефонная) — для служебных переговоров дежурного по распорядительному отделу службы движения дороги с дежурными по отделениям и станциям. В эту связь включены также телефонные аппараты дежурных по депо, поездных и станционных диспетчеров;
информационная (телеграфная и телефонная) для заблаговременной передачи на сортировочные станции, в информационные центры отделений и управления дороги сведений о поездах (номера всех вагонов в порядке их расположения в составе поезда, йаименование груза, станции назначения, грузополучатели). На основе этих данных с помощью ЭВМ составляются планы поездообразования и всей эксплуатационной работы отделений и дороги;
связь совещаний магистральная — для проведения совещаний руководством МПС со всеми или некоторыми управлениями дорог, дорожная — руководящими работниками управлений дорог с отделениями и крупными станциями и отделенческая — руководством отделения железной дороги со станциями. Для связи совещаний используют каналы магистральной, дорожной, постанционной и линейно-путевой телефонной связи, которые на время совещания переключают на специальную аппаратуру;
оргсвязь — для передачи регулярной информации о продвижении поездов, локомотивов, порожних и груженых вагонов и т. п. в вычислительный центр дороги для решения задач по управлению перевозочным процессом. Оргсвязь осуществляется по каналам автоматической телеграфной связи.
Рис. 181. Схема организации дальней телефонной связи:
ЦСС — центральная станция связи; ГУ — главные узлы связи: ДУ— дорожные узлы связи: ОУ — отделенческие узлы связи; ОС — оконечные станции
Для организации местной связи устраивают центральные телефонные станции автоматического (АТС) или ручного обслуживания (РТС). Железнодорожные АТС предназначены не только для обслуживания местных абонентов, но и для соединения с городской телефонной станцией, коммутаторами организаций, линиями постанционной, дальней и междугородной связи.
Дорожная и магистральная телефонная связь осуществляется на большие расстояния и является дальней связью. Дальняя телефонная связь организована соответственно структуре железнодорожного транспорта и построена по узловому принципу (рис. 181). Имеются центральная станция связи МПС, главные и дорожные узлы связи. Каждый дорожный узел одновременно является центральным узлом дорожной связи, в состав которой входят отделенческие и станционные узлы связи. На железнодорожном транспорте проводятся работы по автоматизации всех видов связи, чтобы абонент сам устанавливал связь с нужным пунктом. В перспективе предусматривается создание единой автоматизированной телефонной связи железнодорожного транспорта, которая будет увязана с автоматизированной системой связи Советского Союза.
Многие виды телефонной связи (поездная диспетчерская, линейно-путевая, энергодиспетчерская, дорожная распорядительная, магистральная распорядительная, связь совещаний) устроены по принципу одностороннего действия с избирательным вызовом: при передаче разговора в линию включен только микрофон, а при приеме — только телефон. Все аппараты линейных пунктов включены параллельно в одну пару проводов. На промежуточных пунктах, кроме телефонных аппаратов, включаются приемники избирательного вызова (селектор или приемник тонального вызова), которые включают вызывной звонок только при посылке в линию определенного сочетания импульсов тока для вызова того или иного пункта. На распорядительных пунктах установлены вызывные устройства с кнопкой для индивидуальных вызовов и особая кнопка для общего вызова всех пунктов.
Для передачи письменных сообщений и распоряжений применяют
телеграфную связь обычно с использованием буквопечатающих телеграфных аппаратов.
Телеграфные станции оборудованы в Министерстве путей сообщения, при управлениях и отделениях дорог и на крупных станциях. Дорожная и магистральная телеграфная связь осуществляется по каналам дальней телефонной связи.
Имеется абонентская телеграфная связь, при которой абонент, имея буквопечатающий аппарат, через телеграфную автоматическую станцию соединяется с любым пунктом, включенным в эту связь. Такую связь имеют главные управления МПС, управления и отделения дорог и крупные станции. Она очень удобна для передачи оперативных сообщений.
Наиболее совершенной является фототелеграфная связь, обладающая большой пропускной способностью, полной автоматичностью и точностью передачи документов.